Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Бессонница у детей и подростков

Бессонница у детей и подростков

Проблема бессонницы и других нарушений сна растет уже несколько десятилетий. Он поражает не только взрослое население, но и от 25 до 60% детей и подростков. Как следствие, нарушения сна могут привести к развитию многих заболеваний и проблем в когнитивном, эмоциональном, социальном и биологическом функционировании.

Как бороться с бессонницей у детей и проблемами со сном у подростков?

Бессонница у детей и подростков — это трудности с засыпанием или поддержание непрерывности сна, слишком раннее пробуждение, сопротивление ложному сну или проблемы с засыпанием без участия опекунов, возникающие не менее трех раз в неделю. Это приводит к усталости, настроению лабильность, раздражительность, нарушения концентрации внимания и памяти, дневная сонливость и нарушение функционирования семьи, общества и школы.

Причины бессонницы у детей 

Причины бессонницы у детей, как и у взрослых, могут иметь первичный характер — спонтанная и вторичная бессонница, т.е. проблемы со сном могут сопровождать другие заболевания. Бессонница может быть вызвана стрессом, тревожными расстройствами, неправильным режимом сна (несоблюдением правил гигиены сна), неправильным питанием (употребление стимуляторов — кофеина, гуараны) и соматическими заболеваниями, нарушающими процесс сна.

У детей также различают поведенческую бессонницу: от недисциплинированности и условную. Поведенческая бессонница определяется как повторяющиеся трудности с засыпанием, продолжительностью сна, консолидацией или качеством сна, которые возникают независимо от времени и емкости сна, соответствующих возрасту. Условная бессонница возникает из-за неподходящих или неадаптивных условий, таких как качание, кормление, просмотр телевизора или прослушивание радио, а также нахождение родителя в постели. Напротив, бессонница из-за отсутствия дисциплины является следствием того, что ребенок откладывает засыпание или сопротивляется своевременному засыпанию.

Лечение бессонницы у маленьких детей 

Лечение бессонницы у детей может осуществляться двумя способами: с помощью когнитивно-поведенческой терапии или фармакотерапии. Первый включает в себя различные типы поведенческих вмешательств, такие как:

  • попытка игнорировать ребенка и его поведение с момента укладывания в постель или его измененные формы: модифицированное гашение — присутствие родителя в комнате ребенка во время засыпания, но без вмешательства или постепенного отключения: запланированные короткие посещения в случае постоянного плача, например, каждые пять минут, или постепенного увеличения времени между последующими реакциями на плач ребенка;
  • успокоение перед сном: вынимайте ребенка из кроватки, если он бодрствует, и спокойно играйте с ним в течение определенного периода времени (например, 30 минут).

Чтобы минимизировать время засыпания, время отхода ко сну затягивается. После получения положительного подкрепления, связанного с быстрым засыпанием, в последующие дни время отхода ко сну сдвигается на 15-30 минут раньше, пока не будет достигнуто желаемое время засыпания;

  • систематическое пробуждение в случае частого пробуждения ночью: родители будят ребенка за 15-60 минут до обычного самопроизвольного пробуждения, а затем стандартным способом укладывают ребенка спать;
  • предотвращение проблем со сном, применяя принципы гигиены сна и создавая правильные привычки весной.

Правила гигиены сна

  • спальня, лишенная сильных раздражителей
  • фиксированная структура сна
  • весенние ритуалы
  • отказ от напитков, содержащих кофеин
  • чтение перед сном
  • засыпать в собственной постели в отсутствие родителя
  • ограничение времени использования устройств, излучающих спектр синего света: планшеты, смартфоны, компьютеры, телевизоры
  • умеренные физические нагрузки в течение дня
  • завтрак, богатый триптофаном и витамином B6
  • воздействие света по утрам.

Специализированные клиники по лечению бессонницы выступают против проблем нарушения сна. Предлагают комплексную диагностику и лечение под наблюдением специалиста. Фармакотерапия у детей — последнее средство. Специалисты рекомендуют начинать терапию с выполнения принципов правильной гигиены сна и немедикаментозных методов. Фармакотерапия, в свою очередь, должна быть индивидуальной и адаптированной к клиническому диагнозу. Лечение следует использовать в краткосрочной перспективе, а его эффективность и цели следует оценивать при каждом продлении рецепта. В случае бессонницы, вызванной другими заболеваниями, сначала проводится лечение основного заболевания.

Проблемы со сном в подростковом возрасте

Наиболее частыми проблемами сна у подростков являются: утомляемость после пробуждения, переменное и нерегулярное время сна, переменная и нерегулярная продолжительность сна, сон менее 6 часов в день, неудовлетворенность качеством сна, дневная сонливость и возможный непроизвольный сон. К причинам нарушения сна у подростков:

  • депрессия;
  • личные проблемы, которые сложно решить;
  • ночные занятия; трата много времени на обучение
  • частое употребление кофе;
  • высокий уровень шума по месту жительства;
  • применение стимуляторов, снотворных средств;
  • проблемы со сном в семье;
  • напряженная и нервная атмосфера дома или в школе;
  • хроническое заболевание;
  • регулярное употребление алкоголя или табакокурение

Лечение нарушений сна подростков, как и у детей, достигается за счет использования когнитивно-поведенческой терапии или фармакотерапии.

Последствия бессонницы у детей и подростков

Продолжительность и качество сна влияют на правильное течение жизненных процессов человека, включая выработку гормонов, а также регуляцию циркадных ритмов, интеллектуальное и эмоциональное развитие. Осложнения бессонницы у детей можно разделить на три категории: соматические, психологические и социальные. В первую группу входят: снижение физической активности, повышенный риск ожирения, диабета, гипертонии и метаболического синдрома.

К психическим осложнениям относятся: подавленное настроение, тревожные расстройства, нарушения внимания, контроля над импульсами и исполнительных функций, ухудшение памяти и успеваемости. К последней группе — социальные осложнения, относятся: ухудшение социального функционирования и нарушения функционирования семьи.