
ОГЭ 2025
Первый значимый для школьников экзамен (ОГЭ) является самым сложным моральным испытанием. Ученикам предстоит впервые узнать, что означает серьезное государственное тестирование и как оно проводится. Поэтому подготовку к экзамену обучающиеся начинают заблаговременно.
Перечень обязательных к сдаче на ОГЭ предметов
ОГЭ становится все более схожим с ЕГЭ для одиннадцатиклассников. Выпускникам 9-х классов необходимо сдавать всего 2 обязательных экзамена — русский язык и математику. Еще 2 предмета сдаются по выбору.
Для эффективной подготовки преподаватели рекомендуют уже сегодня пытаться решать примерные варианты тестов.
На странице ФИПИ можно найти демоверсии по следующим предметам:
- география;
- обществознание;
- биология;
- физика;
- история;
- химия;
- информатика.
Отметим, что в этом году действует традиционный формат госаттестации. Выпускникам 9 классов придется сдавать четыре экзамена — обязательные по русскому языку и математике и еще два на выбор. Если школьник собирается после 9 класса поступать в профильный класс, то в качестве предметов по выбору ему нужно выбрать профильные дисциплины.
ОГЭ-2025 по всем учебным предметам будут начинаться в 10:00 по местному времени.
Итоговое собеседование по русскому языку

В текущем учебном году итоговое собеседование по русскому языку пройдет 12 февраля 2025 года.
О содержании КИМ итогового собеседования и критериях его оценивания можно узнать на сайте ФИПИ в разделе «Русский язык».
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий:
- чтение текста вслух;
- пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
- монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
- диалог с экзаменатором-собеседником.
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах, оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Минимальное количество баллов – 10, максимально возможное количество баллов – 20.
Продолжительность итогового собеседования для каждого участника 15 минут, а для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов продолжительность проведения собеседования увеличивается на 30 минут.
В проведении собеседования участвует экзаменатор-собеседник и один эксперт, оценивающий ответ. В качестве экспертов могут выступать только учителя русского языка и литературы. Эксперт оценивает выполнение заданий непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Во время проведения итогового собеседования в образовательной организации ведется видеонаблюдение в режиме офлайн. Во время ответа участника ведется аудиозапись ответов.
Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Проверка и оценивание итогового собеседования должны завершиться не позднее, чем через пять календарных дней с даты его проведения.
Пересдача возможна в дополнительные сроки — 12 марта и 21 апреля 2025 года. К пересдаче могут быть допущены:
- получившие «незачет»;
- не явившиеся в основной срок по уважительным причинам;
- не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам.

Даты проведения экзамена для выпускников 9-х классов
Основной период сдачи ОГЭ
- 21-22 мая — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский)
- 26 мая — биология, информатика, обществознание, химия
- 29 мая — география, история, физика, химия
- 3 июня — математика
- 6 июня — география, информатика, обществознание
- 9 июня — русский язык
- 16 июня — биология, информатика, литература, физика
📌 Резервные дни для сдачи ОГЭ: с 26 июня по 2 июля.
После проверки экзаменационных работ первичные баллы переводят в оценки и сообщают результаты выпускникам.
Резервные дни предназначены для тех, кто не смог прийти в основной период по уважительной причине или не преодолел минимальный порог.
Выпускникам 9 классов также дается досрочный период сдачи ОГЭ – с 22 апреля по 6 мая.
Оканчивающие в 2025 году девятый класс ученики будут сдавать тестирование в основной период. Досрочные даты предназначены для выпускников прошлых лет (не сдавших экзамен с первого раза), а также выпускников, которые не смогут присутствовать на летнем экзамене (но только по уважительному основанию).
На что повлияют результаты тестирования девятиклассников?
Итоговая оценка, выставляемая по конкретному предмету в аттестат ученика, зависит от его результатов на ОГЭ. Если за год (по отметкам в журнале) у выпускника выходила пятерка, но экзамен он сдал на четвертку, то в диплом об окончании 9-ти классов пойдет оценка 4.
Однако далеко не все школы придерживаются формата обучения по ФГОС. В некоторых учреждениях отметки выставляются по решению педагогов, а не результатам учеников.
Полезные ссылки
- https://mo.mosreg.ru/dokumenty/napravleniya-deyatelnosti/gosudarstvennaya-itogovaya-attestaciya-vypusk — Государственная итоговая аттестация выпускников IX, XI (XII) классов (ГИА). Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
- https://obrnadzor.gov.ru/gia/ — ГИА
- https://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/ — Навигатор ГИА
- https://fipi.ru/ — официальный сайт ФГБНУ «ФИПИ»
- https://rustest.ru/gia/ — официальный сайт ФГБУ «ФЦТ»
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
Экзамены — лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т.д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…
Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.