Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Завышенная самооценка подростков

Завышенная самооценка подростков

Самооценкой называют личное представление человека о собственной значимости в лице окружения. Под этим термином также можно понимать оценивание своих качеств, достоинств и недостатков. Формирование самооценки происходит в младшем школьном возрасте. На ее установление влияет родительское воспитание, а именно: уровень вседозволенности, которую допускают родители, поощрения ребенка или их отсутствие, похвала за старания, или же наоборот занижение достоинств ребенка путем бесконечных наказаний за незначительные проступки.

Самооценка у подростка не постоянна: он склонен считать себя либо лучшим, либо ничтожеством относительно окружающих. Изо дня в день родители встречаются с такой проблемой у своих подрастающих детей, как завышенная самооценка. Преимущественно, это случается в семьях, где ребенок воспитывается один и всё внимание взрослых переходит к нему. В такой жизненный период ребенок сталкивается с рядом проблем. К ним можно отнести: недопонимания и конфликты со сверстниками и взрослыми, отсутствие конструктивной критики касаемо собственного поведения, агрессивная реакция на критику, проблемы в выстраивании отношений с противоположным полом.

Основные признаки завышенной самооценки

1. «Я всегда прав».
2. «Я не умею извиняться».
3. «Последнее слово в споре всегда остается за мной».
4. «Я лучше других».
5. «Я не умею проигрывать и должен быть лучшим во всем».
6. «Я люблю всегда вставлять свою точку зрения, даже когда меня об этом не просят».
7. «Я разражаюсь от высказываемой в мой адрес критики».
8. «Мои интересы превыше всего».
9. «Мои родители богаче, и у меня не должно быть друзей из бедной семьи».
10. «Мне все обязаны».

Когда подросток относит себя к высшему классу общества, он считает себя лучше, чем другие дети и тогда попросту сталкивается с социальным отторжением. С ним перестают общаться сверстники, в результате чего однажды завышенная самооценка превратится в заниженную. У подростка сразу возникает вопрос: «Что со мной не так?». Человек понимает, что его мнимые преимущества перед другими и личное превосходство так и остаются мнимыми.

Чтобы избежать подобной неприятной проблемы, заранее необходимо позаботься о мерах.

  • Нужно стараться, чтобы родители не ограждали ребенка от возникающих трудностей, но при этом не следует перегружать его самостоятельностью. Необходимо привлекать ребенка к повседневным делам: помыть посуду или полить цветы. Пусть задача будет мелкой, но достаточной для похвалы со стороны взрослого.
  • Не допускается ребенка хвалить за элементарные достижения, которые ничем его не отличают от сверстников, например, это: хорошие оценки в школе или отличный аппетит.
  • Нужно поощрять за инициативу.
  • Пусть взрослый показывает пример ребенку своим поведением, как следует вести себя в той или иной ситуации – когда что-то не получается или наоборот.
  • Нельзя сравнивать с другими детьми.
  • И обязательно подростку нужна поддержка и понимание взрослых в его начинаниях и достижениях.