Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Что такое финская школа

Что такое финская школа

Финская школа известна всему миру либеральным подходом к системе образования. Междисциплинарные предметы, индивидуальные образовательные траектории, равенство всех учеников и свобода учителей – именно то, что до сих пор отличает Финляндию от других стран. 

Бесплатное образование и не только 

В Финляндии образование бесплатно на всех уровнях, начиная с дошкольного. Обязательный период обучения – с первого по девятый класс. Для детсадовцев и школьников государство обеспечивает бесплатные учебники, питание и транспорт, если ребёнок живет далеко от школы или в труднодоступном районе.

Кураторство на протяжении всей учебы

Интеллектуальный потенциал каждого учащегося должен быть развит максимально, считают идеологи финской системы образования. Именно поэтому в образовательных организациях распространён институт кураторства. Такой подход предполагает, что каждый ученик может обратиться к любому преподавателю за помощью по учёбе или за психологической поддержкой. От учителя требуется проявлять интерес к ребёнку и его судьбе и при этом относиться ко всем ученикам как к личностям. 

Автономия школ

Государственные образовательные стандарты содержат целевые установки и основное содержание различных дисциплин, а также принципы оценивания знаний учеников, обучения по коррекционным или компенсаторным программам, принципы института кураторства. В образовательные стандарты включены понятия благоприятной среды обучения, трудовых навыков, а также концепции обучения. 

Школы автономны в формировании учебных программ и планов, выборе подходов в преподавании. При этом важно отметить, что школы не отчитываются перед чиновниками о проделанной работе, так как их основная задача – заинтересовать ребёнка изучаемыми дисциплинами, подготовить  детей к жизни, а не к экзаменам.

Ответственность за учебный процесс несут педагоги, именно учитель определяет, как, в какой форме и каком количестве проходить материал с классом. 

Домашние задания, оценки и экзамены

По словам одного из авторов финской образовательной реформы, учителя Паси Сальберга, существует миф, что в Финляндии не задают домашних заданий. В реальности ситуация иная: если младшим школьникам задают мало, то в средней и старшей школе задание на дом получают ежедневно.

Основным способом измерения результатов учеников являются их непрерывное оценивание в ходе обучения и итоговая оценка. Прогресс ученика оценивается в соответствии с целями обязательной учебной программы. Промежуточные результаты помогают выстроить верную образовательную траекторию. Каждый ученик получает отчёт от учителя не реже одного раза в год. 

В целом финские школьники не перегружены излишними тестами и проверками. В обязательном порядке они сдают только выпускные экзамены, что необходимо для получения аттестата и поступления в высшее учебное заведение. Так, все старшеклассники сдают четыре дисциплины: экзамен по родному языку и ещё три предмета на выбор – второй государственный язык, иностранный язык, математику или один из общеобразовательных гуманитарных или естественно-научных предметов.

Равенство и индивидуальные образовательные траектории

Еще один миф, который развеял Паси Сальберг, – это построение индивидуального образовательного пути для каждого школьника. Действительно, чем старше становится ребёнок, тем больше у него формируется вариантов для развития, ведь появляется возможность выбирать предметы для углублённого изучения, и таким образом составить учебный план в соответствии со своими интересами. Тем не менее это не означает, что у каждого школьника уникальная программа обучения – обязательные предметы, экзамены и стандарты никто не отменял. По персонализированным планам обучения занимаются только дети с особыми образовательными потребностями и те, кому нужна особая поддержка и помощь, а также более одарённые и талантливые ученики (в порядке исключения).

Равенство – главная ценность образовательной системы Финляндии. Школы не делятся на сильные и слабые, как и ученики. Каждому предмету – математике или литературе, биологии или истории – уделяется должное внимание. Более того, классы не делят по умственным способностям, а в обычной школе могут учиться и дети в инвалидных креслах, и с заболеваниями зрения или слуха.

Междисциплинарный подход

Несколько лет назад в зарубежной прессе вышла резонансная новость о том, что Финляндия полностью отменила предметное обучение и перешла к новому междисциплинарному подходу. На самом деле это не так.

Основная учебная программа по основному общему образованию перетерпела некоторые изменения: акцентировала внимание на необходимости индивидуализации учебного процесса, развитии командных навыков и введении междисциплинарных модулей.

Таким образом, в расписании современных школьников, помимо традиционных предметов – математики и биологии, теперь присутствуют междисциплинарные курсы. Так, например, ученик может выбрать курс «ресторанный бизнес», в который включены уроки математики, иностранных языков, письма и межличностного общения. А такая междисциплинарная тема, как, например, «Европейский союз», объединяет элементы экономики, истории, иностранного языка и географии. Ежегодно учащиеся должны пройти, по крайней мере, один междисциплинарный учебный модуль. Такие курсы могут длиться несколько недель. 

Школы Финляндии активно внедряют элементы междисциплинарного обучения на местном уровне, так как эта практика уже доказала свою эффективность и получила положительный отклик среди учащихся.