Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Четыре факта о реализации федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование»

Четыре факта о реализации федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование»

Бюджет и нормативное регулирование

Реализация федерального проекта «Учитель будущего» началась в 2018 году с проведения конкурса на предоставление субсидии на его финансовое обеспечение из федерального бюджета. На 2019 год для 11 регионов, победителей конкурса, предусмотрено выделение более 1 млрд 300 млн рублей из федерального бюджета при софинансировании в объеме 200 млн рублей.

В настоящее время сформирован пакет необходимых документов, позволяющих осуществлять целенаправленную работу по реализации проекта, запланированную на 6 лет: утверждены паспорта региональных проектов «Учитель будущего», сформированы дорожные карты и методические рекомендации. Общий бюджет федерального проекта «Учитель будущего» до 2024 года составляет более 15,4 млрд рублей.

Главные задачи 

К концу 2020 года в Российской Федерации должна быть внедрена национальная система учительского роста (НСУР), в основе которой лежит более усовершенствованная форма аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Новая система аттестации предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога.

Министерство просвещения уже подготовило проект о новых должностях в штатных расписаниях школ – это должности старшего учителя и ведущего учителя. Старший учитель, наряду с традиционными функциями, будет выполнять роль координатора и проектанта при разработке образовательных программ, осуществлять методическое сопровождение деятельности коллег; ведущий учитель займется вопросами организации совместной деятельности педагогических работников школ, направленной на обучение и воспитание школьников, также в его функции войдет педагогическое наставничество.  

Проект ориентирован на достижение 50% доли учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР), формирование которой – еще одна важнейшая задача федерального проекта «Учитель будущего». 

НСУР и НСПР ПР – две взаимодействующие системы, развивающие такую структуру повышения квалификации, где функционируют и традиционные институты, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, проводящие профессиональную переподготовку и реализующие массовые программы, которые в профессиональной среде называются плановым повышением квалификации, и ресурсные центры, которые берут на себя функции анализа результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, оказывают им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов.

Точки роста для профессионального и карьерного лифта педагогов

Способствовать профессиональному развитию и карьерному росту будут центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Их миссия – продемонстрировать новые организационные и содержательные подходы в первую очередь к системе повышения квалификации педагогических работников и оценке уровня их компетенции. В 2024 году их должно быть не менее 225. Также в регионах появятся центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, число которых к 2024 году достигнет не менее 85.

Создаваемые центры должны будут обеспечить обучение педагогов по эксклюзивным программам дополнительного профессионального образования, координацию в сопровождении программ стажировок, активное применение цифровых технологий. 

Первопроходцы: над чем работают пилотные регионы

Получателями федеральной субсидии в 2019 году стали 11 регионов:  Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Мордовская Республика, Астраханская, Вологодская, Воронежская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тульская и Тюменская области.

К концу 2019 года почти 14 000 педагогических работников системы общего дополнительного и профессионального образования должны будут повысить уровень своего мастерства в форматах непрерывного образования в 30 созданных центрах непрерывного повышения профессионального мастерства. Также уже к концу текущего года появятся 11 центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, через которые должны пройти добровольную оценку своего профессионального уровня не менее 5% педагогов в каждом из пилотных регионов. 

Подробнее о реализации федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование» можно прочесть в специальном выпуске электронного периодического журнала «Вестник образования» Минпросвещения России.