Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Виды гиперопеки и сверхтребовательности

Виды гиперопеки и сверхтребовательности

Гиперопека и ее виды

Ребенок, находящийся под родительской гиперопекой, окружен повышенной заботой и вниманием, максимально огражден от трудностей и обязанностей. Менее чем в 5% случаев чрезмерная опека касается преимущественно учебной деятельности. В подавляющем большинстве случаев родители, безмерно любящие своего ребенка, но считающие его существом беззащитным, желают участвовать во всех сферах его жизни: пока он маленький, они его одевают, кормят, спят вместе с ним, организуют его досуг, в более старшем возрасте – занимаются подбором друзей, выбором кружков и т.д.

Чем больше мать вмешивается в жизнь своего ребенка, тем больше времени она проводит рядом с ним и привязывает его к себе эмоционально. Формируется прочная симбиотическая связь. Вообще «симбиоз» – термин биологический, но с успехом перенесенный в социальные науки. Понятием «симбиоз матери и ребенка» принято обозначать восприятие ребенком себя и матери как двуединого существа. Нормальная симбиотическая связь длится от полутора месяцев до года: женщина получает заряд энергии, повышает свою значимость и компенсирует материнством неудачу в любви, карьере и других областях жизни, а ее чадо чувствует себя рядом с ней в полной защищенности. Несвоевременное разделение «двуединого существа» приводит к серьезным последствиям: мать чувствует себя обессиленной, а ее сын или дочка не умеет контролировать эмоции и отказывается что-либо делать до появления в доме крика.

Ребенок оказывается под гиперопекой по трем причинам: из-за слабого здоровья, из-за желания родителей оградить его от опасностей внешнего мира или из-за их чрезмерной любви к нему, вызванной его долгожданным появлением на свет. Итог тотального контроля всегда один: слабоволие и повышенная зависимость от других.

Больничная гиперопека. Ребенок рождается со слабым здоровьем или имеет какие-то хронические заболевания, поэтому родители начинают к нему относиться, как к больному: ухаживают за ним, таскают по врачам и освобождают от лишней нагрузки.

Черты личности, формирующиеся под влиянием больничной гиперопеки: лень, безответственность, неприспособленность к самостоятельной жизни, невнимательность, неусидчивость, склонность к притворству, повышенная озабоченность собственным здоровьем.

Тревожная гиперопека. Родителям кажется, что жизнь ребенка переполнена опасностями и он не сможет им противостоять в одиночку, поэтому его нужно держать в поле зрения и оберегать от любых, даже самых элементарных трудностей.

Тревожная гиперопека – это причина формирования следующих особенностей личности: неуверенность в себе, желание советоваться по любым вопросам, боязнь публики, нежелание проявлять инициативу из-за чувства внутренней тревоги, боязнь одиночества.

Любящая гиперопека. В семьях, где по каким-то причинам очень долго ждали малыша, ребенок рассматривается как сверхценное существо. Он превращается в кумира, которому все служат и поклоняются.

Тревожная гиперопека ведет к формированию следующих слагающих личности: уверенность в своей правоте, требование повышенного внимания к себе, демонстративность, потребительский подход к людям, требование помощи, эгоизм, раздражительность, капризность, агрессивность.

Сверхтребовательность и ее виды

Родители, рассматривающие ребенка как своего рода сырой материал, из которого можно слепить человека с желаемыми качествами и способностями, тоже активно вмешиваются в жизнь своего чада. Однако их вмешательство осуществляется не в виде помощи, а в виде требований. Если они не выполняются, к чаду применяются различного рода санкции: от осуждения до наказания. В зависимости от того, какой вид наказания выберут родители, воспитание может быть мягким, жестким и жестоким.

Мягкая сверхтребовательность. Родительские требования похожи на уговоры, просьбы, советы. В случае если ребенок все равно поступает по-своему, у него вызывают чувство вины: обижаются на него или порицают. При мягкой сверхтребовательности между детьми и родителями формируется близкая эмоциональная связь.

Жесткая сверхтребовательность. Родители предъявляют требования к ребенку в достаточно жесткой форме, а в качестве санкций используют словесные оскорбления и лишения прогулок, покупок и т.д. По мере увеличения частоты наказаний слабеет эмоциональная связь между родителями и их чадом.

Жестокая сверхтребовательность. Жесткая сверхтребовательность отличается склонностью родителей наказывать ребенка за малейшие провинности, используя грубые оскорбления и телесные наказания. Между поколениями вырастает стена непонимания и возникает чувство враждебности.

Когда требования родителей звучат как дружеские советы, а наказания больше похожи на обиду, сам ребенок заинтересован в том, чтобы быть тем, кем его хотят видеть мама с папой, так как от того, насколько его поведение соответствует представлениям взрослых, зависит степень эмоциональной близости в семье. Чем жестче требования и наказания, тем больше ребенок настроен на протест.

Черты личности, ориентированной на соответствие предъявляемых к ней требований: дисциплинированность, вежливость, стремление к одобрению, застенчивость, скованность, почтительность.

Черты личности, ориентированной на протест: аморальность, неаккуратность, циничность, развязность, непослушание, неуважительное отношение к окружающим.

Хуже гиперопеки и сверхтребовательности может быть только смешанный стиль воспитания: когда гиперопека сменяется сверхтребовательностью или когда один родитель чрезмерно опекает ребенка, а другой относится к нему слишком строго. В таких семьях часто звучит жалоба, что ребенок растет одновременно несобранным и агрессивным: ему не нравится, что его опекают, но самостоятельно он ничего сделать не может.

Чтобы заставить ребенка учиться, не всегда нужно его контролировать, но важно вовремя разделить время в его голове. Ребенку можно объяснить, что школа – это работа, где нужно исполнять роль подчиненного. Ему может это не нравиться, но он должен выполнять определенные обязанности, чтобы получить пропуск в будущее. Когда он приходит домой, то превращается в художника своей жизни – читает дополнительную литературу по любимому предмету, занимается спортом, живописью или другими занятиями.