Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Соразмерность проступка и наказания для ребенка

Соразмерность проступка и наказания для ребенка

Надо ли применять наказание?

Современные психологи придерживаются мнения о том, что в процессе воспитания детей нужно полностью исключить наказание. В основе идеи находятся доброжелательные мотивы и благие намерения. Однако, достаточно тяжело представить воспитание детей без какого-либо воздействия на них. Поэтому наказание в той или иной форме должно присутствовать. Другой вопрос состоит в методах и способах наказания.

Мотивом любого наказания является оказание тормозящего эффекта на нежелательное поведение со стороны ребенка. При применении наказания нужно учитывать следующие факторы:

  • Индивидуальные особенности
  • Собственное эмоциональное состояние
  • Выбор способа наказания

Взрослый человек должен понимать, что наказание для трехлетнего ребенка будет отличаться от наказания десятилетнего. Часто, родители идут на поводу у собственных эмоций, и наказывают детей за проявление любознательности.

Но, бывают случаи, когда дети начинают испытывать нервы родителей на прочность. Это нужно пресекать в адекватной форме. В школьном возрасте, можно показывать собственную власть ребенку, что позволит немного «сломать» его нарастающий пыл.

Как применять наказание?

Младший школьный возраст обязывает ребенка следить за собственной гигиеной, чистотой в своей комнате. Переходный возраст является сложным периодом и для детей, и для родителей. Это момент становления личности ребенка, и важный этап взросления. В этот период нужно стать для ребенка другом, а не врагом. Поэтому запреты нужно выражать ненавязчиво и осторожно. Главное, не нужно впадать в крайности. Они заключаются либо в чрезмерной опеке, либо в постоянных наказаниях. Это в итоге порождает конфликт, а не положительный результат.

Также, важно учитывать психологические особенности ребенка. Если ребенок впечатлительный, то будет достаточно намека на то, что действие ребенка привели к нежелательному результату. Если ребенок вспыльчивый, то нужно применять последовательное воздействие, основанное на педагогических методах.

Всегда нужно понять первопричину того, почему ребенок поступил именно таким образом. Далеко не во всех случаях основой негативного поступка является плохое намерение. Бывают такие случаи, когда под благовидными поступками таятся эгоистичные намерения.

Если выяснилось, что поступок был сделан намеренно, либо нарочно произведено не выполнение поставленных запретов, то наказание необходимо применить. Но, оно должно быть справедливым, поскольку дети это очень тонко чувствуют. Также, важен вопрос о мере воздействия. В первую очередь нужно оценить собственное моральное и эмоциональное состояние. Нельзя применять физическое либо моральное насилие над ребенком. Ни в коем случае нельзя позволять себе оскорбления. В любом деле важен творческий подход. Выбор наказания в отношении детей не является исключением из этого правила.

Если ребенок прошелся в грязных ботинках по чистому полу, нужно выдать ему ведро и тряпку. Эффективным является прием, который заключается в лишении удовольствий. Например, запланированное кино в выходные можно отменить, поход в гости перенести, а игрушку не купить.

Всегда нужно задумываться о соответствии проступка и меры наказания. Нужно стремиться к договорным отношениям с ребенком, построенных на доверии. В этом случае, необходимость в наказании пропадет.