Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Как воспитывать скромность в ребенке?

Как воспитывать скромность в ребенке?

Такая редкая и немодная нынче черта — скромность — прекрасна в любом возрасте. И для юноши, и для девушки это чувство определяет многое: может спровоцировать принятие правильного решения, уберечь от лёгких, но опасных дорог, учит разглядывать в людях доброту и уважать чужое мнение. Не каждый современный родитель согласится, что скромность – жизненно важное качество личности.

Теперь многие привыкли идти напролом, используя все средства для достижения своих целей. Но есть безусловное преимущество у скромного человека перед нахальным, напористым (в неприятном смысле этого слова): оба могут достичь желаемого, но первый сохранит свою честь и благородство, а второй променяет твёрдость внутреннего стержня на минутное упоение своей победой.

Как воспитать в ребёнке скромность?

Скромность и застенчивость – разные понятия. Скромные люди уважают и любят тех, кто находится рядом, застенчивые же их боятся и всячески избегают. Потому разделить оба эти качества следует ещё в самом начале воспитания новой личности – своего малыша.

Застенчивость должна искореняться через взаимодействия с людьми и животными, похода на общественные мероприятия, встречи с родственниками, частые мягкие разговоры с ребёнком, в которых поясняются преимущества жизни в социуме, а не вне его. Даже те дети, кто любит одиночество от природы, непременно однажды будут страдать от неумения влиться в общую массу. Чтобы избежать этого, стоит научить ребёнка умению быть одному и быть с другими.

Одинаково важно знать две вещи: как быть одному и как быть с другими.

Скромность начинается с понимания, что ты не уникален. Считать себя особенным, достойным бОльших привилегий, чем кто-либо другой, значит, подписать приговор в собственной несостоятельности. Все люди больше похожи друг на друга, чем не похожи. Каждый ребёнок прекрасен, неповторим, чист и наивен, потому так легко поддаётся внушению, что достоин всех земных благ более других. Осознание, что у остальных людей (и иных живых существ) есть похожие потребности и желания, поможет маленькому человеку лучше прочувствовать не только общность со всем живущим на планете, но и с собственной жизнью.

Скромность и умение учиться идут рука об руку

Да, немало примеров, когда человек необразованный имеет скромный нрав, а учёный гордится собой и своими способностями через меру. Но у нас не стоит цель вырастить только скромного человека. Наш малыш должен быть образован, и не просто напичкан учёностями, а полон понимания вложенных в него знаний.
Так как же связано обучение и скромность? Более развитый человек адекватнее ориентируется в процессах и явлениях, происходящих вокруг. Когда внимание ребёнка чаще обращается на нюансы, которых так немало при изучении всевозможных наук, он учится находить их и в обыденной жизни и, главное, откликаться на них.

Не каждый такой отклик будет уместен сразу, ни каждый детский поступок будет иметь глубину, какой ожидают (возможно) от него со стороны, ведь не все мы рождаемся мудрыми от природы. Воспитывать себя следует с детства, тренировать свои чувства и мысли, как тренируют память стихотворениями или тело упражнениями. Через обучение (к которому, к слову, относится и дисциплина) ребёнок узнаёт о возможностях мира и самого себя.

Похвала как награда

Многих маленьких детей многочисленно хвалят за самые простые действия: за хороший аппетит, уборку кровати, складывание своих вещей и прочее… Проблема в том, что такие элементарные действия, выполняемые ребёнком, могут быть возведены на некий пьедестал родителями, забывающими об одном простом правиле: похвала – это награда, как правило, за труд. Может, физический, может, умственный или эмоциональный.

Похвалить просто так, а ещё страшнее – перехвалить, значит, показать, что награду можно получить, не прилагая усилий. А это опаснее всего. Как только ребёнок почувствует, что его хвалят за всё на свете, он перестанет понимать цену этим словам. Его больше не будут трогать добрые поступки, которые требуют душевного напряжения, ведь для этого нужно заставлять себя, пересиливать.

Если ребёнок не научится осуществлять внутреннюю работу самостоятельно, за него этого никто не сможет сделать. Так же это работает и во взрослом мире. Только взрослый человек должен будет перекроить себя (а это весьма болезненный процесс), чтобы научиться совершать добро бескорыстно, без ожидания похвалы. А воспитание такого навыка в детстве откроет ещё только развивающейся личности многогранность собственной полноценности и неограниченности: человек может получить удовлетворение от сделанного доброго поступка без одобрения со стороны, наполнившись широтой одного лишь действия, а не его одобрением.

Скромность и свобода воли

По-настоящему скромный человек в действительности неограничен как это может показаться. Каждый раз, решая как поступить, мы имеем несколько вариантов, и выбираем из них (порой неосознанно) согласно нашему внутреннему мироустройству. Скромный человек обладает собственной дисциплиной, которая может видеться как ограниченность, а может – как свобода воли.

Скромный человек поступает хорошо, потому что так поступить обязательно, но не по принуждению и не в надежде на то, что это кто-то оценит. Ребёнка можно и нужно хвалить, но делать это тонко и, главное, заслуженно, провоцируя в нём желание поступать так и дальше.

Скромность в мире других людей

Примерами и разъяснениями ребёнка следует ознакомить с нюансами жизни различных людей. В школьные годы дети обязательно сталкиваются с неравенством. В классе всех учащихся сравнивают: кто-то молодец, а кто-то еле в троечники выбился. И этот молодец может почувствовать себя умнее и достойнее того, кто учится хуже. Но не всё определяется оценками, и только с годами приходит это понимание…

Все мы прекрасно знаем, что каждый из людей наделён различным количеством способностей. Кому-то лучше даётся математика, кто-то рисует, кто-то поёт. Всё это может превратиться в дело жизни, труд, профессию, деньги, если хотите. Но современное образование даёт вполне однозначную оценку способностям всех учеников: везде всё должно быть на отлично. Даже родителей нечасто волнует, что их собственное дитя может быть просто не расположено к какой-то форме деятельности, а уж педагогов или сверстников в этом убедить будет ещё сложнее.

Внимательному родителю придётся научиться отличать отсутствие способностей своего ребёнка от лени. И это непросто. Главное, не начинайте с самого начала критиковать за отсутствие успехов. Сначала разберитесь, проследите за ребёнком, помогите ему почувствовать свои силы. Опасно отбить желание учиться запугав, пристыдив, наругав незаслуженно. Ребёнок может даже не осознать ещё много лет, что он просто не в силах дать вам то, что вы от него просите. Это начало формирования неполноценности, которая очень тяжело лечится.

Более успешным ученикам (во всех сферах или каких-то особенных) стоит относиться к тем, кто этого не достиг (возможно, лишь на данный момент) спокойно. Скромно. Не осуждая, без чувства собственного превосходства. Вероятно, следует предложить свою помощь тому, кто сам тяжело справляется с предоставленным ему делом, или же просто не мешать, не комментировать.

Скромный ребёнок любит учиться, трудиться, умеет терпеть, дружить, уважать, любить и восхищаться. Каждое из этих качеств делает человека сильнее, свободнее, увереннее в себе, учит находить силы в трудную минуту и делиться радостью в моменты счастья. Вот он, портрет человека будущего, думающего о завтрашнем дне с совестью и чистым сердцем, а не с мыслями о потребительском отношении к собственной жизни, миру и другим людям.