М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Режим дня первоклассника

Режим дня первоклассника

Легче всего приучить ребенка к новому укладу жизни будет тем родителям, которые изначально выработали у своих детей привычку соблюдать режим дня. Внести изменения в существующий распорядок куда проще, чем создавать его с нуля в заведомо стрессовой для ребенка ситуации. Так что озаботиться приучением малыша к упорядоченному ритму жизни желательно не за неделю до первого школьного дня, а хотя бы на пару лет пораньше.

Новый ритм жизни

Даже при условии наличия какого-либо режима, изменения в жизненном укладе ученика ожидаются существенные. Ребенку надо привыкнуть, что теперь ему придётся поторапливаться, чтобы все успеть вовремя. Причём не только, когда мама с папой контролируют его, но и тогда, когда их нет рядом.

С самого утра будущему ученику надо ставить строго очерченные задачи, например, уложиться с утренним туалетом до того, как часы покажут без пятнадцати минут восемь. Если с первого раза не получилось, то, зовя ребенка завтракать, надо поторапливать его, объясняя, что потраченное на умывание лишнее время не взялось с потолка, что теперь осталось меньше времени на то, чтобы поговорить за столом, и одеваться придётся тоже в спешке. В сознании ребенка должно четко уложиться, что выйти из дома ему нужно в восемь пятнадцать.

Не страшно, если не всё сразу будет удаваться, надо запастись терпением и всякий раз хвалить ребенка, когда он уложится вовремя.

Формируем привычку к новому расписанию

Для того чтобы первоклассник привык к новому распорядку дня быстрее, не стоит перегружать его память лишней информацией и отвлекать на незначительные этапы, во всяком случае в первое время. Обозначьте три-четыре основных момента, за которыми он должен научиться следить, и пока этого не произойдёт, не добавляйте новых.

Такими моментами могут быть: выход из дома в школу, время возвращения домой, время для подготовки домашнего задания. Когда эти этапы школьник научится контролировать, можно приучать его к тому, что после прихода домой идёт время обеда и отдыха, после подготовки домашнего задания обязательно следует сбор учебных принадлежностей на завтрашний день, а перед сном — проверка школьной формы. Так постепенно ребенок привыкнет, что после обеда он может играть и смотреть телевизор, а после выполнения домашнего задания гулять.

Как избежать переутомления?

Если с контролем над расписанием ученик со временем может справиться сам, то следить за распределением нагрузки под силу не каждому взрослому. Поэтому забота о рациональном расходовании сил ребёнка – это задача окружающих его взрослых. Давно установлено, что наилучшим временем для обучения является промежуток между девятью и четырнадцатью часами дня. Это объясняется тем, что в это время мозг лучше воспринимает и запоминает информацию.

У первоклашек, как правило, учебный процесс укладывается как раз в этот период. Однако потом следует спад активности, поэтому ребенку нужно время для того, чтобы отдохнуть. В этом смысле практика «группы продлённого дня» отвечает скорее интересам родителей, которые избавлены от решения вопросов, связанных с учебной программой, но никак не интересам детей, особенно младшего школьного возраста.

После учебного дня лучше всего ребенку вернуться домой, в крайнем случае, пойти в секцию или кружок, в качестве смены рода деятельности. Если же родители всерьёз намерены усиленно обучать ребенка иностранным языкам или каким-то профильным предметам, то необходимо спланировать день так, чтобы у него оставалось личное время и возможность отдохнуть.

Так же следует внимательно следить за весом портфеля, даже если до и из школы его несут взрослые – есть моменты, когда дети поднимают его сами. Этот вопрос можно урегулировать с администрацией школы.

Необходимо следить за тем, не изменился ли у ребенка характер сна после начала обучения в школе. Чрезмерно насыщенный событиями день, масса впечатлений, стресс может отразиться на качестве сна школьника. Как быстро он засыпает, тревожно ли спит, не просыпается ли по ночам – всё это надо отметить. Если проблема обозначится, обратиться к врачу, если потребуется — снизить нагрузку, дать больше времени на отдых. Если ребенок жалуется на самочувствие, не игнорировать это и не уговаривать его потерпеть, немедленно обследовать его на предмет изменений в состоянии организма.

Таким образом, проявленное родителями спокойствие, терпение и разумная настойчивость помогут начинающему ученику привыкнуть к новому ритму жизни.