Когда речь заходит о детском воровстве, это проблема считается очень постыдным, родители говорят о ней с неловкостью. Им трудно признаваться в том, что их ребёнком был совершён страшный проступок, признаться, что именно он украл деньги или чужую вещь. Подобное поведение его родные воспринимают как неизлечимую аморальность. Ведь в их семье раньше никто так не делал. Они уже видят будущее своего ребёнка в криминальном ключе. Кроме того, что сейчас он просто позорит их семью. К счастью, чаще всего ситуация не так уж и плачевна.
Такие понятия, как «свое» — «чужое» у детей формируется после трехлетнего возраста. В этот период развивается самосознание человека. Ведь никто не обвинит в воровстве годовалого малыша, который взял чужую вещь самовольно. Но когда это сделает ребёнок постарше, то такое поведение будет расцениваться как кража. Невозможно назвать вором мальчика 5 лет, который преподнес своей подружке, к которой он испытывает огромные сердечные чувств, мамину драгоценную цепочку. Ведь мальчик уверен, что это цепочка его настолько, насколько она и мамина.
Формирование поведенческих норм ребёнка проходит благодаря влиянию сверстников и родителей. Если ребёнку не рассказали, чем «свои» вещи отличаются от «чужих», когда в воспитании допускается слабовольность, безответственность, неумение сдерживать себя, если родители ребенка постоянно заняты, не интересуется проблемами и интересами своего ребенка, отталкивают его, ребенок попытается завоевать популярность и уважение у своих ровесников, и в этом стремлении он будет готов на всё, в том числе и на плохие поступки.
Можно выделить три причины, которые приводят к детскому воровству:
- ребёнок хочет завладеть вещью, которая очень понравилась, несмотря на внутренний голос совести
- ребенок страдает психологической неудовлетворенностью
- у ребёнка не развиты нравственность и волевые качества
Пожалуй, каждому человеку хотя бы один раз в жизни хотелось получить что-то такое, что ему не принадлежит. Нам никогда не узнать, кто смог устоять, а кто не устоял перед искушением. Такие вещи не рассказываются даже очень близкому человеку. Если у кражи не было последствий, то она не повторится. У таких краж есть особенности:
- возраст маленького воришки не имеет значения, он может быть, как и дошкольником, так и подросткового возраста
- ребенку известно, что его поступок очень плохой, но не может справиться с искушением
- у ребёнка сформировалось представление о нравственности, и он знает что нельзя брать чужое, но всё равно находит себе оправдание.
Более серьёзные опасения вызывают дети, которые крадут деньги и вещи с постоянной периодичностью. При беседе с родителями таких детей можно выяснить, что в первый раз он совершил кражу, когда был ещё совсем маленьким, но с ним разобрались по-своему. И только сейчас, когда ситуация усугубилась, родители решили обратиться за помощью к профессионалу. Чаще всего такое поведение является реакцией ребёнка на обстоятельства жизни, которые наносят нему постоянную травму. Это может быть и эмоциональные проблемы среди родственников, развод родителей, враждебность между родными.
Такой ребёнок даже не осознаёт своего поступка и взрослые должны понять, что кража — это крик о помощи, ребёнок пытается докричаться до нас.