Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Советы родителям первоклассников

Советы родителям первоклассников

Немногие из событий в жизни ребенка могут сравниться по значимости и глобальности жизненных изменений с первым походом в школу. Как помочь своему повзрослевшему малышу преодолеть этот «переход через Альпы»?

Перемены, грядут перемены

Взрослые зачастую не склонны придавать значения тем изменениям, которые ожидают ребенка с первых шагов в новую школьную жизнь. Меняется все: круг общения, режим дня, обязанности, способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Теперь к нему предъявляются совсем другие требования: он уже не беззаботный малыш, главное занятие которого – игра. Зачастую день его расписан по минутам. Школьные и дополнительные занятия, домашнее задание почти не оставляют времени на общение с родителями и старыми друзьями. Все это не может не сказаться на психическом состоянии новоиспеченного школьника, и игнорировать его повышенные потребности в заботе и понимании родителям никак нельзя.

Как помочь, а не навредить?

Худшее, что родители могут сделать для своего первоклассника – пытаться с его помощью оправдать свои завышенные ожидания. «Учись только на пятерки!», «Всегда занимай первые места в соревнованиях!», «Будь лучшим в классе!» — установки, которые очень часто приводят к обратному эффекту. Ребенок замыкается, боится просить помощи у взрослых, если что-то не получается, чувствует себя «плохим», «неправильным» — ведь он не оправдал надежд! Он не справился!

В первом классе дети и так сталкиваются с собственными не оправдавшимися надеждами (учитель не такой добрый и отзывчивый, как он его себе представлял, сверстники не принимают его в свою компанию, на уроках не так интересно, как ему хотелось бы). Если в этой непростой ситуации первокласснику приходится еще и постоянно соответствовать завышенным требованиям самых близких, невроз ему обеспечен.

Правильным будет обеспечить помощь и поддержку ребенку. Донести до него мысль о том, что любовь и забота мамы и папы не зависят от его оценок в школе, а учиться нужно не ради пятерок, а ради того, чтобы узнавать новое. А пятерки в этом случае – просто приятный бонус, от которого не стоит отказываться.

Еще одна большая ошибка родителей, а также бабушек и дедушек – в своем стремлении помочь в освоении школьной программы полностью брать на себя обязанности ученика. Ох уж эти пресловутые домашние задания и поделки из «даров осени» в два часа ночи! Здесь снова в игру вступает желание родителей всегда и во всем видеть ребенка лучшим. Если он сам не может сделать домашнее задание по математике на «отлично», значит, нужно решить задачу за него. И так во всем. Что в результате? Несамостоятельный ребенок, который очень быстро привыкает получать отметки и похвалу за работу, выполненную папой и мамой.

Вместо того, чтобы брать на себя все обязанности ребенка и повторно проходить курс младшей школы, постарайтесь помогать только тогда, когда это действительно необходимо. В идеале – когда малыш сам обращается за помощью. Не делайте задания за него, а объясняйте, как выполнить их самостоятельно. И пусть он получит за него не «отлично», зато это будет оценка, честно заработанная им самим. Постепенно школьник адаптируется к школьным требованиям, освоит новые знания и навыки, а следом за этим «подтянутся» и оценки, которые – напоминаем еще раз – не являются самоцелью.

Третий промах, который часто совершают родители школьника, это отсутствие реального интереса к его делам. Как обычно строится вечерний разговор мамы и малыша? Главные вопросы: «Что делали на уроках?», «Какие оценки получил? Давай-ка покажи дневник!», «Что задали? Сейчас проверим!». Все эти вопросы не дадут ответа на вопрос: «А как на самом деле прошел день в школе?». Гораздо важнее, чем проверить домашнее задание, выяснить, насколько комфортно было сегодня первокласснику, не поссорился ли он с кем-то из сверстников, нет ли у него проблем с самочувствием после длинного учебного дня, ладит ли он с учительницей. А проверять домашнее задание – обязанность педагога, а не мамы.

Конечно, процесс адаптации ребенка к школе – непростой период как для него, так и для других членов семьи. И одними только рекомендациями о поддержке решить все проблемы невозможно. Однако уверенность малыша в том, что дома его ждет надежный «тыл», отсутствие страха признаться в своих неудачах и попросить о помощи – уже половина дела. Главный принцип – быть на стороне ребенка, что бы ни случилось.