Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Как сформировать здоровую самооценку у ребенка?

Как сформировать здоровую самооценку у ребенка?

Взрослое и успешное будущее каждого ребенка, а также его уровень самоуважения в первую очередь зависит от уровня его самооценки. Все это во многом определяется тем, как родители сформируют у ребенка отношение к жизни, а главное – отношение к самому себе. Родителям порой бывает очень сложно разграничить такие сферы как «вечная похвала» и незаслуженные упреки. В любом случае взрослые должны помочь своему ребенку научиться понять себя, прислушиваться к себе, уметь находить свои сильные и слабые стороны, с которыми можно и нужно жить.

Функции здоровой самооценки

В первую очередь важно понимать, какие функции несет в себе самооценка, так как именно они способствуют формированию личности ребенка.

Среди самых основных можно выделить следующие:

  • адаптационная функция – помогает адаптироваться в окружающем мире и находить общий язык с людьми
  • мотивирующая функция – подталкивает к деятельности ради получения признания со стороны окружающих
  • защитная функция – дает независимость и психологическую устойчивость
  • эмоциональная функция – позволяет получать удовлетворенность от своей личности и своих качеств

Советы по формированию нормальной самооценки

Среди советов, которые помогут родителям сформировать у своего ребенка адекватную самооценку можно выделить:

1. Безусловная любовь

В первую очередь ребенок должен чувствовать любовь родителей, самых близких для него людей. Любовь, которая есть, не смотря ни на что, без стараний ребенка ее заслужить, без доказательств. Между родителем и ребенком должна быть особая привязанность, так как, по мнению психологов, его отсутствие повышает тревожность и снижает самооценку ребенка;

2. Совместное времяпрепровождение

В повседневной суете взрослым необходимо как можно чаще проводить время с ребенком для того, чтобы ребенок чувствовал постоянное доброжелательное с ним общение. Постепенно он научится делиться своими сложностями и неудачами, находить совместно с взрослыми пути решения проблем, а также будет чувствовать близость и доверие;

3. Занятие физкультурой

Занятие спортом, как известно, закаляет организм ребенка, но кроме работы над своим телом формируется также характер ребенка, особенно одержанная победа повышает уверенность в себе и своих силах. Важно понимать, что спортивные занятия выбирать нужно не взрослым, а самому ребенку, так как особенно принуждение снижает уровень собственной значимости;

4. Адекватное поощрение и наказание

Ошибочно считать, что если постоянно говорить ребенку о его слабостях, неудачах и ошибках, он будет работать над исправлением себя и своего поведения. Наоборот, постоянные упреки приводят к протестам и сопротивлению. Хуже всего, если родители постоянно сравнивают детей с другими, это, несомненно, приведет к уязвимости самооценки и к пониманию того, что они плохие, неправильные и не достойны любви и внимания. Поэтому если и стоит что — то критиковать, то это только поведение, а не его самого, указывая в обязательном порядке на последствия совершаемого поступка. Необходимо делать акцент на сильных сторонах, на достоинствах;

5. Предоставление права выбора

С раннего детства важно давать ребенку возможность выбирать самому, самостоятельно принимать решения. Задача взрослого заключается в том, чтобы указать ребенку на разнообразие занятий и профессий и дать возможность попробовать то, что интересует его. При этом очень важно чтобы он чувствовал поддержку во всех своих начинаниях, тогда у него появится стимул идти к своей мечте и добиваться новых вершин. Необходимо также научить его оценивать свои силы и способности;

6. Уважение границ ребенка

Уважать границы – не означает позволять все и выполнять все требования. Этот раздел включает в себя огромный спектр. Важно с уважением относиться к желаниям, чувствам, мыслям и даже к игрушкам своего чада. Желание ребенка купить ему новую игрушку не должно повлечь за собой упреки, а лишь логичное объяснение того, почему это невозможно именно сейчас. Что касается детей постарше, а именно школьного возраста, здесь стоит воздержаться от проверки дневника и личных записей без разрешения ребенка;

7. Забота о себе и окружающих

Необходимо научить подрастающее поколение поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе и окружающих. Начинать можно даже с выбора повседневной одежды исходя из состояния погоды. Это в свою очередь придает уверенности в себе и позволяет чувствовать себя комфортно.

Важно помнить! Самооценка формируется не только в процессе воспитательной работы, но и на примере самих родителей. С трехлетнего возраста в памяти у ребенка фиксируется информация о том, как ведут себя взрослые. В особенности своего пола. Нужно делать так, чтобы слова не расходились с поступками, обращаться с уважением друг к другу, делиться своими победами и неудачами.