Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Как поддерживать ребенка в конфликтной ситуации?

Как поддерживать ребенка в конфликтной ситуации?

Обилие информации значительно облегчает жизнь молодым родителям, они знают о воспитании детей намного больше, чем предыдущие поколения. Но избежать ошибок удается не всегда, особенно, когда дело касается конфликтов между ребенком и посторонними людьми.

С одной стороны, психологи советуют поддерживать детей вне зависимости от ситуации, с другой – правила вежливости и чувство справедливости заставляет родителей принимать противоположную точку зрения. Как быть в такой ситуации…

«Всегда быть на стороне ребенка» – что это значит

Защищать интересы ребенка легко, если правда на его стороне. Но именно в момент отчаянья, когда ребенок грубит или проявляет агрессию, поддержка родителей нужна ему больше всего. Близкие люди должны быть опорой и защитой, даже если поведение малыша им не нравится.

Быть на стороне ребенка – это не значит, что нужно оправдывать все его действия. Наоборот, стоит указывать на ошибки, уточняя при этом, что родители переживают за него, а не из-за конфликта. Поддержка родителей должна быть безусловной и уровень вины малыша не может влиять на нее. Выяснять причины конфликта лучше дома, в спокойной и дружеской обстановке.

Поддерживать ребенка нужно и для того, чтобы он вырос уверенным в себе. Распространенная ситуация: малыш бегает по магазину, не мешая другим, и кто-то делает ему замечание. Родители, вместо того чтобы заступиться за малыша, уводят его. Они не хотят вступать в конфликт, так как их «внутренний ребенок» боится перечить чужим взрослым дяденькам и тетенькам.

Такая неуверенность в себе вызвана отсутствием родительской поддержки в детстве. Если близкие не уделяют должного внимания проблемам ребенка, то в будущем он не будет способен строить отношения с позиции равного оппонента, а будет постоянно принимать точку зрения других людей. Изменить модель поведения уже будучи взрослым, чрезвычайно сложно. Современные родители должны понять, что они уже давно выросли и могут дать отпор любому человеку, тем самым демонстрируя малышу как себя защищать.

Как действовать в конфликтной ситуации, возникшей между детьми

Нужно ли заступаться за малыша в садике? Если конфликт может перерасти в драку и угрожает здоровью одного из детей, то придется вмешаться. Но, если дети не поделили игрушку, взрослым лучше остаться в стороне. Малыши дошкольного возраста ссорятся и мирятся каждые 10 минут, не стоит заострять на этом внимание, они должны сами научиться взаимодействовать друг с другом.

Иногда складывается и другая ситуация: кто-то отобрал у ребенка игрушку, хотя он не хотел делиться. В этом случае без помощи родителей не обойтись. Нужно аккуратно, но твердо объяснить другому малышу, что брать вещи без разрешения владельца нельзя. Привлекать к разборкам родителей другого ребенка не надо.

В школьном возрасте конфликты между детьми уже не такие безобидные. Но лучше не вмешиваться сразу. Сначала придется оценить ситуацию. Если ребенок в состоянии сам решить проблему, пусть так и будет. Но в случаях, когда школьник сильно переживает и отказывается предпринимать какие-либо шаги самостоятельно, то отмахиваться не стоит. Родителям нужно откровенно поговорить с ребенком, дать совет, разработать план действий. Часто такая помощь лучше прямого вмешательства.

Вступать в конфликт стоит только в том случае, если обидчики унижают, бьют или портят вещи. Главное – действовать осмотрительно, чтобы не ухудшить положение школьника. Прежде всего, поговорить с родителями других детей, учителями и школьной администрацией. Ни в коем случае нельзя учинять физическую расправу над обидчиками.

Если в конфликте участвуют взрослые

Когда причиной конфликта становятся неуместные замечания посторонних людей, сначала оценить реакцию ребенка. Если он никак не отреагировал, родителям также стоит пропустить высказывание мимо ушей. Но, если малыша задели слова постороннего, придется встать на защиту интересов. Грубить и оскорблять оппонента можно только если он сам «вышел за рамки», в других ситуациях лучше оставаться спокойным и вежливым.

Часто ссоры возникают между ребенком и педагогом. Учителя считают свой авторитет непоколебимым, дети же не хотят мириться с несправедливостью. В результате педагог кричит, унижает ребенка, занижает оценки, школьник же начинает хамить, срывать уроки и так далее.

Первое правило – не затягивать с решением проблемы, родители должны вмешаться, как только ребенок пожалуется на несправедливость учителя. Нужно поговорить с педагогом, чтобы узнать причину конфликта и его точку зрения. Разговор должен пройти в спокойной дружеской обстановке, обвинять учителя и хамить с порога – не лучшая тактика. Придя домой передать суть разговора ребенку, объяснить, что раздражает учителя, предложить варианты решения проблемы.

Крайне важно не ругать школьника, родители в этом случае только посредники между двумя конфликтующими сторонами и не должны принимать сторону педагога только из уважения к нему. Как правило, дети легко соглашаются выполнять условия «мирного договора» если чувствуют поддержку родителей. Если же родители видят, что педагог не прав, стоит обратиться за помощью к администрации школы и даже органам правопорядка.

Проблем и конфликтных ситуаций много, но не стоит действовать по шаблону. Сначала стоит оценить ситуацию, и только затем принять максимально взвешенное решение.