Психотерапевты-практики советуют закладывать фундамент будущего успеха ребенка с самого рождения. На самом деле сюда входят обычные базовые вещи, которые, мы уверены, делает каждый из вас. Когда ребенок взрослеет, он приобретает определенные навыки и привычки, а от каких-то избавляется.
Давайте рассмотрим составляющие успеха, которые закладывают родители в зависимости от возраста ребенка. Также узнаем, что ребенок приобретает, если все проходит правильно (отметка «+») или когда что-то идет не так (знак «–»).
До рождения
Родители транслируют сознательное желание иметь ребенка, планируют беременность, изучают тему воспитания и т.д. У будущего ребенка формируется утверждение «Я — желанный. Меня ждут». Результат следующий:
+ Базовое доверие к миру, ощущение безопасности и покоя.
– «Я не должен был появиться».
0-1 год
Первый эмоциональный контакт с мамой, через который ребенок учится наслаждаться жизнью, получает первые чувства к окружающему миру. У ребенка формируется утверждение «Я есть. Меня воспринимают. Я нужен».
+ Желание жить.
– «Я лишний».
9 месяцев – 1,3 года
В это время в основном отлучают от грудного вскармливания. У ребенка должно сформироваться понимание «У меня есть зубки. Я буду кушать как взрослый».
+ Первый опыт потери объекта, разочарование.
– Склонность к депрессии и зависимости.
1-2 года
Родители поддерживают интерес ребенку на пути познания мира, побуждают его активность, не мешают самостоятельности и автономии.
У ребенка формируется понимание «Я — сам. Я познаю мир. У меня есть любопытство. Я открываю мир самостоятельно».
+ Радость быть собой. Свобода познания и исследования окружающего мира. Одобрение активности.
– Не развивается желание к познанию. Ребенок теряет интерес и инициативность.
2-3 года
Родители принимают агрессию и истерики ребенка. Умеют на них реагировать и «выдерживать». Не ругают за негативные эмоции. Помогают правильно понимать свои эмоции и переживать их. У ребенка в это время формируется понимание «Меня наполняют разные чувства. Это нормально. Родители все равно меня любят. Они рядом».
+ Защищенность. Приобретение опыта контроля «хочу» и «не хочу».
– Беспомощность. Вина. Ощущение «Я плохой». Нетерпеливость.
2-5 лет
Родители устанавливают границы положенного. Помните! Любить, значит ограничивать. Это только на пользу ребенку, если этот вопрос рассмотрен сознательно и рассудительно. В этом возрасте отцы также должны активно участвовать в играх с ребенком. В это время у ребенка формируется понимание «Я расту. Я хочу расти. Я могу», «Я ценен. Я равный. У нас общие правила для всех».
+ Воображение. Умение проигрывать. Свобода самовыражения через игру. Общительность.
– Вседозволенность — психологическое насилие.
Это основные базовые формирования, которые родители должны заложить в ребенка до того, как он пойдет в школу. С 6 лет все эти умения и понимание могут лишь укрепляться и расширяться. Вместе с возрастом ребенка возрастает уровень его самостоятельности и автономии. Это и есть основа его будущего успеха.