Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Первое сентября — это один из самых волнующих и запоминающихся праздников. Когда каждый ребенок, идущий в школу, несёт охапку красивых цветов. Чтобы подарить их учительнице.

Но время идёт. Праздник позади. Наступает пора учиться и получать знания. Юные школьники осваиваются и привыкают к новой обстановке. У кого-то адаптация проходит с лёгкостью, и родителей таких детей счастливы и не знают школьных забот. А у кого-то привыкание проходит с большим трудом.

Адаптация бывает легкая, средняя и тяжёлая.

Лёгкая адаптация — привыкание наступает быстро: от 2 до 6 недель. Полученный материал в школе быстро усваивается. Быстро решает сложные задачи. С лёгкостью идёт на контакт с учителем и другими одноклассниками.

Средняя адаптация — ребенок испытывает долгое привыкание до двух-трёх месяцев, при этом не испытывая отрицательных эмоций. Усваивает основной школьный материал. Выполняет поручения учителя, но под контролем. Заводит знакомства с другими одноклассниками.

Тяжёлая адаптация — ребенок испытывает трудности в общении с учителем и одноклассниками. Тяжело усваивает школьную программу. Капризен и тревожен.

Что же в таком случае делать? Почему одни дети легко привыкают к новой обстановке, а другие тяжело?

Вначале ребенок, приходя в школу, знакомится с учительницей и новыми друзьями. Малыш осваивает обстановку, окружение. Но в процессе изучения не всегда получается всё понять и запомнить. Он теряется и путается. Может потерять расположение своего класса. Забыть, где туалет или столовая. Ещё необходимо отвечать перед учительницей и целым классом незнакомых ему ребят. Возникают трудности в общении. Что приводит к страхам и тревоге.

При тяжёлом привыкании возникает:

  • усталость;
  • капризы по утрам;
  • тяжёлое засыпание по вечерам;
  • тревожный сон;
  • жалобы на учителей и одноклассников.

Чтобы адаптация прошла успешно, важно соблюдать простые правила.

  • Общение вне школы. Очень важно, чтобы ребенок много общался со сверстниками. Частое нахождение среди людей помогает быстрее освоиться в школьной обстановке. Отдайте предпочтение прогулкам на свежем воздухе, спорту и спокойным играм.
  • Не стоит ругать за неудачи. Если что-то не получилось, не заостряйте на этом внимание. В такой момент поддержка — ваш лучший союзник.
  • Избегайте сравнений с другими детьми. Сравнивание не лучшим образом скажется на самооценке. Уделите лучше внимание вчерашним и сегодняшним событиям. Обсудите произошедшие изменения в школе.
  • Не стремитесь сразу к отличным результатам. На первых этапах может получиться не всё идеально. Родительское разочарование лишь усугубит ситуацию.
  • Режим дня. Следует со всей ответственностью отнестись к правильному распорядку дня. Важно, чтобы у первоклассника была в достатке двигательная активность после школы. Не забывайте про полноценный ночной сон (10-11 часов). При возможности после школы лучше погулять на свежем воздухе.
  • Психологическая подготовка. В 6-7 лет малыши все ещё воспринимают знания в игровом процессе, поэтому не стоит делать слишком резкий переход из играющего дошкольника в прилежного школьника. Постарайтесь всю информацию подносить в игровом варианте.
  • Поощрение за успехи в школе. На первых этапах школьной жизни важно поощрять за любые достижения. Можно даже за небольшие. Научите ребенка правильно оценивать свои достижения и неудачи. Сделайте акцент на сильных качествах вашего малыша.
  • Интерес к школьной жизни. Малышу будет приятно, если мама будет интересоваться, как у него прошёл день в школе. Спросите: «Что было интересного в школе?», «Что нового?», «Что тебя удивило?». Обсудите с учительницей, как можно помочь быстрее освоиться на новом месте.
  • Школьные правила. Объясните, для чего нужны правила и что они из себя представляют. Расскажите про школьный звонок, как правильно обращаться к педагогу и зачем поднимать руку, как нужно себя вести на переменах и в школьной столовой и многое другое.
  • Авторитет учителя. Без серьёзных оснований не занижайте авторитет педагога в глазах ребенка. Отрицательное отношение к педагогу может плохо сказаться на отношение к учёбе.
  • Спокойная мама — спокойный ребенок. Приведите свои чувства в порядок, если это требуется. Ребенок, чувствуя тревожность родителей, перенимает все позитивные и негативные эмоции на себя.
  • Старайтесь во всём помогать малышу на ранних этапах. С вечера помогите ему собрать школьный рюкзак, приготовьте ему одежду с утра, чтобы малыш мог поспать дополнительное время.
  • В спокойной обстановке позанимайтесь интересными занятиями (спокойные игры и творчество по 20-30 минут), поговорите о волнующих проблемах. Старайтесь давать побольше фруктов и овощей и не забывайте вовремя укладывать спать.