М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Что важно при подготовке к школе?

Что важно при подготовке к школе?

При подготовке ребенка к школе у родителей возникает масса вопросов о том, как лучше это сделать: каким образом выстроить дошкольные занятия? На что ориентироваться в родительской оценке готовности будущего первоклассника? Как не отбить у него или неё желание учиться чрезмерной подготовительной нагрузкой? В шесть или в семь лет отправлять в школу?

К школе ребенка нужно готовить по трем основным направлениям:

  • физическому;
  • психологическому;
  • интеллектуальному.

В физическом плане особенно важно развивать:

  • мелкую моторику – первоклассник должен уметь завязывать шнурки, правильно держать ручку и в целом уметь пользоваться канцелярскими принадлежностями;
  • умение соблюдать режим дня – это позволит ребенку высыпаться и не «клевать носом» во время уроков. Выспавшийся школьник гораздо лучше воспринимает материал, который дает учитель. Что очень способствует его успеваемости.

В психологическом плане нужно развивать социальные и личностные навыки будущего первоклассника:

  • коммуникабельность – способность вступать в гармоничный контакт с одноклассниками и учителями. Основы этикета, например, обращение к учителям по имени-отчеству, будут полезны при развитии этого навыка;
  • усидчивость – способность сосредоточиться на поставленной задаче, решать ее, не отвлекаясь;
  • целеустремленность – способность делать дело потому, что его необходимо сделать, даже если не хочется;
  • конструктивность – умение разумно воспринимать критику и замечания, выделяя в них полезное зерно. В развитии этого навыка очень помогает разбор критики совместно с ребенком, которую он услышит от чужих людей в свой или чей-либо другой адрес. Развив этот навык, первоклассник сможет адекватно реагировать на замечания – сохраняя независимость мышления и одновременно исправляя показанные ему недочеты;
  • этичность – умение решать стоящие перед ним задачи социально приемлемыми методами и понимать почему нельзя использовать асоциальные методы (например, почему не стоит лгать);
  • мотивированность – ребенок точно должен знать, что ходить в школу полезно для его будущего, в том числе для исполнения его детских желаний в вопросе выбора профессии.

В интеллектуальном плане важно развивать познавательные и мыслительные аспекты:

  • любознательность – без желания узнавать новое невозможно учиться. Здесь очень важно для родителей будущего первоклассника отвечать на возникающие у него вопросы, а не «отмахиваться» от него;
  • внимательность – проводить домашние занятия на развитие внимания, поощрять ребенка, когда он проявляет внимательность, объяснять на его уровне, почему так важно быть внимательным в жизни;
  • память – также следует проводить домашние занятия на развитие памяти – моторной, зрительной, слуховой, абстрактной (например, на числа). И поощрять ребенка всякий раз, когда он использует вырабатывающийся навык в жизни;
  • речь – речь ребенка к первому классу должна быть поставленной, без большого количества ошибок. Если есть проблемы с речью, стоит их решать с помощью логопеда, чтобы исправить это до похода в школу, если это возможно – это снизит психологическую нагрузку на малыша, который и без того находится в стрессовом состоянии из-за серьезных перемен в жизни, вызванных началом школьного обучения;
  • багаж минимальных знаний.

О минимальном багаже знаний будущего первоклассника необходимо поговорить особо. От начинающего школьника ожидается, что он уже будет иметь определенную подготовку:

  • память – запомнить 10 и более картинок, выучить 4-6 предложений или небольшой стих;
  • мышление – распределять предметы по группам, находить лишние слова в смысловых рядах (например, указать, что в ряду «кошка, собака, топор, кролик» лишний «топор»), устанавливать последовательность происходящего (до, во время, после) и ориентироваться в пространстве;
  • математика – знать цифры и элементарных знаки математики («+», «-», «*» и т.д.), знать понятия «квадрат» и «круг»;
  • русский язык – знать буквы, уметь их складывать в слова, а также отличать загадку от сказки или стихотворения;
  • общие знания – свое ФИО, номер телефона, адрес, ФИО родителей и так далее.

Крайне важно в дошкольный период развивать ребенка и давать ему знания в игровой и доступной форме.

При оценке готовности ребенка к школе стоит учесть, что начало школьного обучения – это серьезные перемены в жизни ребенка, поэтому важно смотреть и на его собственное желание и готовность пойти в школу. Правильно мотивированный ребенок сам хочет начать школьное обучение – в этом случае, даже если где-то он отстает от требований к первоклассникам, есть хороший шанс, что он сможет быстро «подтянуться» по знаниям и «нагнать» сверстников за счет высокой мотивированности.

Естественно, родителям необходимо в любом случае в первые месяцы школьного обучения особенно поддерживать первоклассника, помогая ему приспособиться к столь серьезным изменениям в его жизни.

Также необходимо учесть, что не стоит отдавать ребенка в 6 лет, если он заведомо не готов к школе. Лучше потратить дополнительный год на подготовку – это позволит малышу не испытывать негатива к школьному обучению из-за высокой сложности для него.