Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Что делать, если ребенка обидели?

Что делать, если ребенка обидели?

Отрывок из книги Л. Сурковой «Ребенок от 8 до 13 лет самый трудный возраст»

Мой ребенок – «козел отпущения». Слышали такое? Наверняка! И даже видели похожих персонажей в своем классе или в классе у ребенка. Но никто не хочет эту роль своему чаду! Дети сами взваливают на себя роль жертвы. Зачем? Ответ очевиден, и он, как и в большинстве других ситуаций, – в семье. По каким-то внутренним причинам ребенок решил, что быть жертвой выгодно.

Ребенка обидели, как мне ему помочь?

Первый вопрос, который хочется задать: а как вы узнали, что его обидели? Ведь если ребенок пришел в слезах, всегда ли это означает, что кто-то в этом виноват? Можно привести несколько тревожных симптомов некомфортного эмоционального состояния у ребенка:

  • замкнутость;
  • плохое настроение;
  • «глаза на мокром месте»;
  • ребенок пожаловался сам.
Обидчики

Для начала разберитесь с ребенком, что такое обида. Я часто говорю клиентам простую фразу: «Не нас обижают, а мы обижаемся». Разберитесь в серьезности ситуации! «Мама, он назвал меня дурой», – говорит вам дочь. Да, это неприятно, особенно если «он» девочке нравится. Но это отсылает нас к самооценке. Предложите ребенку в подобных случаях такое классическое упражнение: «Возьми лист бумаги, цветные карандаши и нарисуй самого себя таким, каким хочешь себя видеть, со всеми атрибутами успеха». Также можете придумать и изобразить личный символ успеха.

Рисование поможет лучше выразить желания и повысить уверенность. Качество рисунка тут не важно! Важно переживание ключевых моментов!

Задайте ребенку вопрос: а ты считаешь себя дурой? А почему тогда «его» мнение так важно? Помогите ребенку провести всесторонний анализ ситуации.

Но если с этим более-менее понятно, как быть, например, с физическим насилием?

  1. Спросите ребенка, надо ли вам вмешаться?
  2. Ничего не предпринимайте без его согласия!
  3. Предложите ему варианты помощи или совета, например, организовать встречу за круглым столом с обидчиком.
  4. Привлеките к разговору школьного психолога! Работа со всем классом, а не разбор полета с одним или двумя обидчиками, дает лучший результат.
  5. Можно организовать некий тимбилдинг для сплочения детей.
  6. В сложных случаях вспомните о детской комнате полиции и ее специалистах.
  7. Если нет других вариантов, пообщайтесь с родителями обидчика или даже привлекайте к ситуации СМИ. В защите интересов наших детей порой все методы хороши!