Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Возрастная физиология: изучать, нельзя игнорировать

Возрастная физиология: изучать, нельзя игнорировать

Что нужно знать учителю о физиологии ребенка, что такое нейромифы и какими они бывают, как письмо влияет на процесс обучения, какую информацию блокируют подростки и как взрослые могут помогать детям – обо всем этом шла речь в онлайн-программе «Образовательная среда», гостем которой стала Марьяна Безруких, знаменитый ученый, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких

Какие дети приходят в школу сегодня

Наши исследования показывают, что с точки зрения физиологии современные дети практически не отличаются от их сверстников 20–30-летней давности, возможно, существенно  изменились психологические характеристики.

За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, у которых к школе не сформировалась речь, детей с низкой двигательной активностью и моторной неловкостью. Для этого есть ряд причин. Так, например, по данным Института возрастной физиологии, уже в полтора года 5% детей используют гаджеты, а к шести годам их больше 90%, хотя специалисты считают, что они ограничивают речевое и моторное развитие в этом возрасте. 

Кроме того, анализ режима дня и нагрузки дошкольников показал, что у них практически нет свободного времени, дети мало бывают на воздухе и не очень активно занимаются спортом.

Учить по-старому или по-новому?

Учителю необходимо понимать, как функционирует мозг ребенка, каковы особенности и механизмы формирования базовых навыков, и сегодня мы знаем об этом гораздо больше, чем раньше. При этом мы предъявляем к ребенку уже новые требования, а учим его по-старому.

Представьте себе букварь 30-летней давности и современный учебник русского языка для первого класса. Они существенно отличаются, а вот методики преподавания практически не изменились.

Раньше ребенка учили письму в течение всей начальной школы, спокойно и без спешки, сегодня он должен освоить чтение и письмо за два-три месяца, а это сложные когнитивные навыки и действия, которым нельзя научить за такое короткое время, используя старые методики.

На начальном этапе мы уже требуем быстрого письма и чтения. Но это не осознанное чтение и письмо, а механическое, то есть совершенно бесполезная  деятельность с каракулями вместо букв и с угадыванием без понимания смысла.
Поэтому знание возрастной физиологии детей помогает формировать правильные методики работы, давать знания, которые усваиваются.

Как хорошо уметь писать!

В российских школах традиционно учат детей курсивному письму, которое дает больше зацепок для того, чтобы запомнить букву, правильно ее воспринимать. От сложной каллиграфии мы уже отошли: она отнимает много сил и времени – в современных условиях это нерационально.

Во многих странах используют полускрипт – упрощенное, «разрывное» письмо, полупечатными буквами, без сложных соединений; оно позволяет детям писать осознанно и грамотно. При укороченном периоде обучения и высокой интенсификации учебного процесса оно работает очень эффективно и дает возможность снять много проблем.

А вот клавиатурное письмо все-таки вторично: первоклассник не может освоить десятипальцевую систему печатания, это требует особой организации деятельности, внимания и регуляции, и начинать такое обучение можно не раньше третьего-четвертого класса, и то медленно и постепенно. Так что в первом и втором классе продолжаем писать ручкой.

Нейромифы: неэффективно, но популярно

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа, – это нейромифы, популярные представления, основой которых являются неверные представления или некорректная интерпретация данных о развитии и функционировании мозга. Эти мифы живут в образовательной среде. Руководствуясь ими, педагоги создают различные программы, используют методики, к примеру, разделяют детей по разным типам восприятия информации (аудиалы или визуалы) и в зависимости от этого выстраивают работу с ними, считают, что существуют биологически предопределенные типы обучения, а  кратковременные физические упражнения могут улучшить работу полушарий мозга и т. д. Это совсем не безобидные мифы, следуя которым невозможно повысить эффективность обучения.

А вот если учитель считает, что левшу надо переучивать, – все гораздо серьезнее: значит, что он не понимает логику физиологических процессов.

Если нет знаний – возникает множество проблем.  Бороться с нейромифами сложно, это подтверждают исследования наших зарубежных коллег. Нужно учить, объяснять результаты  новейших исследований, чтобы понять, почему такие нейромифы недостоверны.

Кстати, у родителей и даже у специалистов дошкольного образования есть еще один популярный миф, который формулируется так: «После трех уже поздно». В соответствии с ним  обучающий ресурс мозга снижается после шести лет, поэтому надо успеть всему максимально научить в дошкольном возрасте. В  этот миф верят около 70% педагогов, и они готовы организовать интенсивную подготовку дошкольников, учить всему, в том числе письму и чтению и, более того, рекомендуют родителям это делать.

Если же обратиться к фактам, то мы знаем, что обучающий ресурс мозга и в дошкольном, и в младшем школьном, и в подростковом  возрасте только растет, он достигает максимума к 20–25 годам.

Как общаться с подростком

Работа с этой группой ребят начинается не с наступлением их подросткового возраста – с ними нужно уметь разговаривать с малых лет, не терять ниточку контакта.

Для подростков более значимыми становятся сверстники, а из взрослых – только те люди, которым они доверяют. Подростки готовы слушать референтных взрослых и дорожить общением с ними. Хорошо, если это будут учителя, тренеры в спортивных секциях, педагоги в кружках.

Но общение должно учитывать особенности возраста, особенности их эмоционально-волевой сферы  и взаимодействия: нотации читать не стоит, потому что негативную информацию мозг просто блокирует, запреты тоже работают далеко не всегда.

Поэтому мы снова возвращаемся к тому, что у учителя должны быть глубокие  знания о физиологии и психологии детей разного возраста, понимание того, как и когда перестраивается их организм и как это влияет на обучение, учитывать проблемы восприятия и памяти и многое другое.

Что должны знать учителя?

Знание возрастной психологии и физиологии должно быть вписано в контекст педагогической работы: это позволит облегчить процесс обучения, понять, что можно делать и чего делать не следует, как формируются учебные навыки у детей, как проявляются отклонения и дефициты в развитии и как помочь ребенку, если у него возникают проблемы.

Поэтому необходимо начинать изучение этих дисциплин в вузах. Для будущих педагогов и  для тех, кто работает в Институте возрастной физиологии РАО, разрабатывается специальный курс « Педагогическая физиология»: лекции, в которых рассматриваются ключевые проблемы возрастного развития и обучения, создается электронный учебник с современными материалами о росте и развитии ребенка,  о развитии мозга и познавательной деятельности, о физиологических и психофизиологических аспектах обучения.

Все материалы будут размещены в свободном доступе, ими сможет воспользоваться любой педагог. Курс будет готов к концу этого года.

Наша задача – наладить обратную связь: на сайте нашего института есть раздел, где родители и учителя могут задать интересующие их вопросы. С учетом этих вопросов и ежегодно появляющихся новых результатов исследований мы будем постоянно дополнять и обновлять учебник – он должен быть живым, полезным и актуальным.

«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Она выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.

Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».