М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

В создании ФГОС приняли участие порядка 10 тысяч учителей – Зенькович

В создании ФГОС приняли участие порядка 10 тысяч учителей – Зенькович

В создании федеральных государственных образовательных стандартов приняли участие порядка 10 тысяч учителей, сообщил первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Павел Зенькович.

Об этом он заявил на заседании Совета Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и среднего профессионального образования.

Зенькович подчеркнул, что ФГОС являются одним из основополагающих документов для начальной и средней школы, сопоставимым по значимости с законом об образовании.

«При разработке ФГОС мы учитывали опыт реализации действующих стандартов. В 2010 году они были прорывными и инновационными», – сказал Зенькович.

Он отметил, что были выявлены затруднения в связи с обобщенными формулировками действующих ФГОС.

«По итогам исследований были разработаны научно обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий обучения путем обновления ФГОС, основными из которых стали необходимость фиксации усвоения минимального объема базового предметного содержания в разрезе классов обучения в качестве системного элемента ФГОС общего образования, обеспечивающего единое понимание как образовательных задач, так и фундаментальных целей российской школы, и целесообразность ревизий, требований к структуре реализации программ, являющихся частью основной образовательной программы образовательной организации, с целью оптимизации», – сообщил Зенькович.

Первый замминистра уточнил, что также разработчики ФГОС руководствовались комплексным анализом результатов мониторинговых исследований, в числе которых международные исследования, Всероссийские проверочные работы, национальное исследование качества образования, система итоговой государственной аттестации.

«Говорить, что ФГОС не прошли широкое общественное обсуждение нельзя. Подготовленные предложения обсуждались в региональных округах. Кроме работы с педагогическим сообществом, мы очень плотно работали с органами исполнительной власти», – добавил Зенькович.

Задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации поставлена президентом России и закреплена в поручениях по реализации послания президента Федеральному Собранию.

Новый проект ФГОС не содержит новаций, которые могли бы привести к увеличению нагрузки на обучающихся или иным негативным последствиям. Более того, в новых ФГОС закреплены требования, сохраняющие фундаментальный характер образования и укрепляющие межпредметные и внутрипредметные связи.

По сути, обновленные проекты объединяют лучшие практики и базируются на том фундаменте, который уже содержится в примерных образовательных программах. Однако чрезмерное разнообразие в выборе программ, учебно-методического комплекта по предмету зачастую дезориентировало учащихся и педагогов. Поэтому в доработанных ФГОС в каждом учебном предмете вычленен оптимальный объем требований к результатам с учетом возрастных особенностей учеников, лучших традиций отечественного образования и поставленной главой государства задачи сохранения фундаментального характера школьного образования. В конечном счете новые ФГОС позволят сформировать базовые и профильные программы в каждой предметной области.

Проекты ФГОС не нарушают вариативности и оставляют возможность для творчества педагогов. Существенная содержательная часть по-прежнему остается у учителя, и он самостоятельно может заниматься содержанием с учетом особенностей класса. Таким образом, свобода и вариативность программ не нарушается, однако и учитель перестает быть предоставлен лишь сам себе в этих вопросах. Творчество учителя может проявляться не только в эффективной организации учебного процесса, использовании разнообразных методик, но и в области составления программы.

В новых проектах нет разбивки по годам обучения, но весь материал разбит на части, и школа вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части в каждой предметной области.