М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

В конкурсе «Большая перемена» каждый участник может стать лучшим

В конкурсе «Большая перемена» каждый участник может стать лучшим

Всероссийский конкурс «Большая перемена», стартовавший в конце марта, уже собрал 90 тысяч школьников. Очевидный стимул участвовать – внушительный призовой фонд: путевки в МДЦ «Артек», гранты на обучение, дополнительные баллы в портфолио. По словам координатора проекта «Большая перемена» Наталии Мандровой, есть еще одно важное преимущество: конкурс позволяет каждому ребенку, независимо от школьных оценок, раскрыть свои таланты и сильные стороны.

Наталия Александровна, для школьников ежегодно проводятся десятки предметных олимпиад, различных соревнований на проверку знаний. Чем конкурс «Большая перемена» отличается от них?

Тем, что наш конкурс вообще не оценивает академические знания. Статистика показывает, что в олимпиадах принимает участие около 100–150 тысяч детей со всей страны – небольшой процент от общего числа школьников. И существует много ребят, которые не попадают в олимпиадный процесс, зато они увлекаются творчеством, интересуются «взрослыми» темами – архитектурой, новой урбанистикой – или же у них сильно развит социальный интеллект. Это дети с необычными способностями, но шанса проявить себя у них практически нет.

Чтобы не потерять таких интересных ребят, помочь им реализоваться, мы и создали конкурс «Большая перемена». Задача конкурса – не формировать барьеры, постепенно сокращая количество участников, а дать каждому возможность стать лучшим, получить максимальное количество шансов на успех.

И как же «Большая перемена» ведет участников к успеху?

Сначала мы помогаем ребятам выбрать свой индивидуальный трек в конкурсе и для этого предлагаем им три испытательных теста.

Первый – на особенности личности. Этот тест дает возможность лучше понять себя и осознать, что среди разнообразия интересов, способностей и личностных качеств нет чего-то лучше или хуже. Все эти качества равны, а их комбинация может любого человека привести к успеху.

Второй тест – на тип интеллекта. Известно, что существуют разные способы мировосприятия и самовыражения. Одни делают это через слово, другие мыслят образами, есть люди, у кого в голове звучит музыка, а кто-то опирается на логическое мышление. В конкурсе «Большая перемена» люди с разными типами интеллекта имеют равные права на успех, просто они будут стремиться к нему в разных сферах.

И последний тест, профориентационный, предоставляет возможность более четко сформулировать, какие сферы деятельности ребенку наиболее интересны.

Комбинация ответов по итогам трех тестов дает участнику подсказку, в каком направлении ему стоит развивать себя. Это касается не только участия в конкурсе, возможно, результат теста поможет понять, на что нужно сделать ставку в жизненной и образовательной стратегии.

Но если участнику кажется, что он лучше проявит себя в другом конкурсном направлении? Можно ли поменять траекторию, предлагаемую тестом?

Конечно. Конкурс «Большая перемена» ничего не навязывает участнику, не говорит ему: мы тебя протестировали и считаем, что ты можешь себя реализовать только в этих направлениях. Ребенку доступны результаты тестов – он может их проанализировать и принять самостоятельное решение. Если «внутренний магнит» тянет в другую сторону – надо пробовать.

Как только участник сам или по нашей рекомендации выберет сферу деятельности, он моментально получит в распоряжение большое количество ресурсов, которые дадут возможность в этой сфере «оглядеться». Книги, подкасты, мануалы, справочные материалы – все, что поможет познакомиться с выбранной областью. Всего таких областей девять: искусство и творчество, экология, среда обитания, здоровый образ жизни, наука и технологии, новые медиа, добро, путешествия и туризм, историческая память.

Важный нюанс: хотя конкурс ориентирован на учеников 8–10-х классов, доступ к его базе знаний и ресурсам открыт для всех школьников. Можно зарегистрироваться на сайте bolshayaperemena.online, пройти все тесты и подключиться к нашей образовательной среде.

Что ждет участников по завершении тестов?

Следующий этап, тоже дистанционный, называется «Расскажи о себе». Мы уходим от традиционной формы самопрезентации: участник может представиться в наиболее близком для себя формате. Снять кино, записать диалог с товарищем, сделать подкаст, даже нарисовать автопортрет и добавить к нему небольшую аннотацию. Можно попросить о помощи друзей, родителей, классного руководителя, старшего наставника – кого угодно. Это творческое задание максимально адаптировано к модели мировосприятия ребенка.

После этого участникам предстоит пройти тест на общую эрудицию.

Но вы же сказали, что конкурс «Большая перемена» не оценивает академические знания.

Так и есть: это испытание – не про школьную программу. Мы говорим об общей эрудиции и кругозоре. Ведь не все знания берутся из школы. Очень важно быть любопытным, разбираться, как устроена современная жизнь, какие события в ней происходят.

Без полноценной картины мира в голове участникам будет сложно на следующем этапе: он предусматривает дистанционное решение проблемных задач, кейсов-вызовов. Это не учебные примеры, решения которых известны заранее. Кейсы будут содержать открытые вопросы, ответы на которые ищет современная цивилизация.

Неужели с такими сложными вопросами участники конкурса смогут справиться самостоятельно?

Этого не требуется: для решения кейсов участники могут собрать команду. В нее можно пригласить одноклассников с опытом экспертной работы, которая соответствует конкурсному треку. Можно обратиться за помощью к любимому учителю. Причем это может быть кто угодно: классный руководитель, спортивный тренер, наставник из творческого кружка, любой взрослый, который пользуется уважением и доверием ребенка.

Предоставляя участникам право выбора любимого учителя, мы тем самым хотим отметить в рамках конкурса лучших наставников, тех, кто искренне вовлечен в педагогическую деятельность, кто выбрал педагогику делом своей жизни и без принуждения отдает себя детям. Педагоги, которые со своими воспитанниками выйдут в финал конкурса, получат доступ к серьезным образовательным программам в ведущих центрах подготовки страны.

Кроме того, участники могут номинировать на конкурс свое любимое учебное заведение.

Школу, в которой они учатся?

Необязательно. Это может быть не школа, а кружок или спортивная секция. То учебное заведение, в которое ребенок идет с удовольствием, что и подтверждается его выбором. Финалисты этой конкурсной программы получат денежные гранты по 2 миллиона рублей.

При этом учащиеся, которые номинировали учебные заведения, должны будут инициировать обсуждение, что конкретно нужно сделать на выигранные деньги. Это может быть все что угодно: переоборудование столовой, организация зоны отдыха или спортивной площадки. Главное, чтобы это было решение, принятое администрацией совместно со школьниками.

То есть в рамках конкурса «Большая перемена» мы хотим создать интересный механизм, с помощью которого школьники смогут сами формировать образовательную среду в своем учебном заведении.

Как завершится конкурс?

Если говорить именно о конкурсной механике, то участников ждут полуфинальные состязания во всех федеральных округах страны, потом – очный финал в Москве в формате кейс-чемпионата с серьезными призами для победителей.

Но «Большая перемена» – это не просто конкурс, а высокоуровневая среда развития, к которой присоединяется большое количество экспертов – состоявшихся, успешных взрослых. К тому же это огромное комьюнити сверстников, объединенных общими интересами к волонтерской активности, современному искусству, инновационным технологиям и другим сферам нашей жизни.

Поэтому «Большая перемена» будет продолжаться, точно в формате конкурса в следующие годы. Поэтому ребята, которые сегодня не проходят по возрасту, все же смогут принять в нем участие. Мы планируем интересные образовательные мероприятия, сетевые офлайн-акции в разных городах страны.

Но главное – все участники получат доступ к высококлассным тестам и образовательным ресурсам, которые дадут много пищи для развития. Так что «Большая перемена» сможет привести их к действительно большим переменам в жизни, к осознанному движению вперед. Мне кажется, очень важно помочь детям раскрыться, направить их, дать подсказку, ведь только так смогут появиться счастливые, реализовавшиеся взрослые.