М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Участники онлайн-программы «Образовательная среда» обсудили современные особенности подготовки будущих педагогов

Участники онлайн-программы «Образовательная среда» обсудили современные особенности подготовки будущих педагогов

10 июня на федеральном портале «Российское образование» состоялся четвертый выпуск онлайн-программы «Образовательная среда». В прямом эфире эксперты высказали мнения о том, каким должно быть современное педагогическое образование и как изменилась сама система подготовки учителей. 

Модератором дискуссии выступил Александр Милкус, заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозреватель ИД «Комсомольская правда».

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко отметил, что педагогическое образование в течение последних  нескольких лет вышло на новый уровень: оно стало более востребованным, средние баллы для поступления значительно выросли, и приемная кампания этого года, по его мнению, не станет исключением из этого правила. 

Этот тренд он объяснил несколькими факторами: ростом заработных плат бюджетников, повышением интереса к общим навыкам работы с людьми, «осовремениванием» структуры подготовки, а также усилиями федерального министерства в части реформирования педагогического образования.

«Вспомните, кто десять лет назад говорил про важность софт-скиллс не только в образовательной отрасли, но и в компаниях самых разных секторов? Везде есть кадровые службы. Сейчас такие службы, которые занимаются человеческими ресурсами, действительно стали заметны в экономике и востребованы, а те, кто шел получать педагогическое образование, почувствовали, что появляется гибкость траектории: можно найти себя и в школе, и в консалтинге, и в рекреационном секторе – везде, где есть рост человеческого потенциала», – отметил Игорь Реморенко.

Начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Грабцевич высказала мнение, что перед педагогическими вузами сегодня стоят важные вызовы. 

«Школа должна успеть за изменениями, которые происходят вокруг нас, а педагогическое образование должно успеть за ними вдвойне, потому что на выходе мы должны получить педагога, который может быть еще даже не совсем готов в методическом плане или в плане развития своих компетенций. Главное, чтобы он был готов к изменениям», – отметила Ирина Грабцевич, уточнив, что студенты современных вузов видят разрыв между полученными в университетах знаниями и реальной ситуацией, с которой приходится сталкиваться в школах. 

В то же время, по мнению ректора по развитию сотрудничества в области педагогического образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Ирины Кондраковой, такой ситуации можно избежать. Так, например, свою эффективность показала практика сотрудничества вузов и школы, постепенного «вливания» старшекурсников в коллектив, разработки образовательных концепций и ряд других совместных инициатив. К этой работе также можно привлекать компании-партнеры.

«Ставка на сетевое сотрудничество и коллективное взаимодействие, обмен образовательными курсами, сетевые консорциумы с исследовательскими компаниями – это ставка на будущее. Жить в одиночку можно, но это неинтересно. Надо перестраивать педагогический процесс в вузе быстрее и смелее, чем это делается в школе», – резюмировала Ирина Кондракова. 

Кроме того, свою эффективность неоднократно доказали мероприятия по ранней профориентации – профильные классы, конкурсы и олимпиады. Они не только повышают мотивацию школьников, но и создают эмоционально привлекательную среду, дают возможность получить важный личностный опыт. 

Для студентов опыт работы в школе оказывается очень важным. Так, порядка 10% старшекурсников Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского обучаются по индивидуальному плану, чтобы работать в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования. 

«Новый федеральный закон, позволяющий студентам старших курсов преподавать в школах до получения диплома, легализовал существующую практику, которая решает проблему нехватки педагогов», – заявила ректор вуза Нина Федина.

Она напомнила также, что большинство педагогических вузов идет по пути двухпрофильного бакалавриата, поскольку современная система образования требует не только предметной подготовки, но и компетенций, которые позволят учителям реализоваться в других видах образования. 

«Важно понимать, что нынешние передовые педагогические вузы готовят кадры не только для школы. Это мы по привычке считаем, что выпускнику педвуза прямая дорога в класс. Сильное предметное и педагогическое образование сегодня востребовано во многих  сферах – от системы дополнительного образования и до различных гуманитарных объединений, где работают с детьми с ОВЗ, где занимаются организаторской работой, в общем, везде, где требуются хорошие педагогические навыки, знание психологии, умение коммуницировать, знать современную науку»,  – считает Александр Милкус.

 Об этом говорил и Игорь Реморенко: «Возможно, педагогическое образование будет трансформироваться, ему тесно развиваться в каких-либо рамках, и важно понять, должен ли сохраняться ориентир только на школу», – констатировал он.

«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Выходит в эфир каждую среду.

Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.

Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».

Следите за тематикой программ в наших анонсах.