М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Собеседование по русскому языку: информация к размышлению

Собеседование по русскому языку: информация к размышлению

12 февраля девятиклассники делают еще один шаг, приближающий их к итоговой аттестации, – они проходят собеседование по русскому языку.

О том, чем отличается этот формат работы от экзаменов, чем он будет полезен и интересен для школьников, рассказывает заместитель директора ФИПИ по научно-методической работе Ольга Котова.

Что девятиклассники и их родители должны знать о собеседовании?

Итоговое собеседование по русскому языку проводится школой, в которой обучается ребенок. Для этого может быть освобожден от уроков учебный день или, например, ребят могут по одному забирать с урока по расписанию для участия в собеседовании.

Они не проходят через рамки металлоискателей, но телефоны на собеседовании не бесполезны: характер заданий таков, что «помощник» не сможет прочитать или пересказать предложенный текст, высказаться по выбранной теме вместо участника собеседования. Все материалы, которые необходимы для собеседования, выдаются участнику организатором в аудитории, длительная подготовка к ответу не предусмотрена.

Можно ли назвать собеседование полезным для школьников?

Умение устанавливать контакт, общаться с различными собеседниками, доносить до других людей свое мнение востребовано в повседневной жизни каждого человека.

Все задания итогового собеседования отражают ситуации практического использования устной речи в повседневной жизни школьников. Ребятам ежедневно приходится читать и передавать другим людям какую-то информацию, дополнять и комментировать ее, о чем-то рассказывать, отвечать на вопросы своих собеседников, сверстников и взрослых людей.

Поэтому развитие навыков коммуникации будет, безусловно, полезно для школьников.

На что следует обратить внимание школьникам? Чего не надо бояться?

Главное: не бояться говорить вслух.

При подготовке к собеседованию рекомендуем девятиклассникам потренироваться в пересказе прочитанных текстов, устном описании различных объектов, ситуаций. Это может быть пересказ родителям прочитанного параграфа учебника или книги, журнала, рассказ о событиях дня, своих впечатлениях, общении с друзьями, планах и т.п.

Задания 3 и 4 предполагают монологическое высказывание на одну из заданных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.  Они могут выбрать один из предложенных вариантов: описание, повествование, рассуждение. Одинаковы ли они по уровню сложности?

Темы в задании 3 подобраны таким образом, чтобы каждый школьник мог выбрать для себя наиболее комфортный тип речи. Кому-то проще описать ситуацию по ее изображению, другому комфортнее рассказать о своем жизненном опыте, третьему – порассуждать по проблемному вопросу.

В карточке по каждой выбранной теме приводится возможный план ответа, которым ученик может воспользоваться (или не воспользоваться, если у него есть своя логика высказывания). По сути, школьнику предстоит сказать не менее двух-трех фраз по каждому из четырех предложенных пунктов плана, всего не менее десяти фраз по выбранной теме.

Здесь не требуется никакой длительной подготовки, записей на черновике, поскольку проверяются навыки спонтанной речи.

Существуют ли типичные ошибки на собеседовании?

Да, конечно. К сожалению, речь некоторых школьников отражает крайне ограниченный словарный запас, изобилует просторечиями, словами-паразитами, речевыми штампами. Налицо затруднения с грамматически правильным построением фразы, установлением логических связей фраз в устном ответе по теме. Некоторые школьники затрудняются с отбором информации, и их ответ перегружен второстепенными деталями, запутан или, наоборот, малоинформативен и не раскрывает выбранную тему.

Какой балл считается зачетным и когда можно узнать результаты собеседования?

Зачетным считается балл 10 из 20 возможных. Обработка результатов собеседования занимает до пяти календарных дней.

Справочно:

Итоговое собеседование по русскому языку для учащихся девятых классов вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Участникам будет предложено выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.

В основной срок в этом учебном году собеседование пройдет 12 февраля, дополнительные сроки – 11 марта и 18 мая.

Успешное прохождение итогового собеседования будет для девятиклассников допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА-9).