М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Снижение результатов по читательской грамотности коснулось 23 стран ОЭСР – Басюк

Снижение результатов по читательской грамотности коснулось 23 стран ОЭСР – Басюк

Снижение результатов по читательской грамотности коснулось 23 стран Организации экономического сотрудничества и развития и 14 стран-партнеров, сообщил заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк.

Об этом он заявил в рамках Гайдаровского форума в Москве.

«Данные международных исследований нам дают важную информацию о разных показателях, в том числе о доле детей, не достигших базового уровня грамотности. Это показатель доли детей, которые не включены в образовательный процесс. С точки зрения стандартов исследований PIRLS и TIMMS, доля таких детей в России не превышает 5%», – сказал Басюк.

Он добавил, что по результатам PISA-2018 доля детей, не достигших современного уровня грамотности, составляет в России 21%. В среднем по странам ОЭСР этот результат больше 20%.

«Школьники не совсем готовы к жизни, не могут ориентироваться в жизненной ситуации, применять знания на практике. Доля учащихся с низкими результатами говорит о том, что нам необходимо перестраивать работу школы и учителя по разным направлениям», – сообщил Басюк.

Он напомнил, что ежегодно Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит общероссийскую региональную оценку достижений обучающихся по модели PISA.

«Мы уже понимаем, над чем необходимо работать совместно. И эти результаты мы анализируем как с точки зрения общих трендов, которые сегодня видим по стране, так и с точки зрения разреза региона. При этом со стороны Минпросвещения для достижения высокого качества образования предполагается не только контроль, но и внедрение мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности», – отметил Басюк.

Замминистра уточнил, что с 2019 года реализуется проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся». Его главная задача – сформировать функциональную грамотность по шести направлениям – как по традиционным  (математика, чтение, естественные науки), так и по направлениям, связанным с финансовой грамотностью, развитием креативности, знаниями глобальных проблем человечества.

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественно-научная грамотность, а также грамотность чтения. Последний цикл исследования был проведен в 2018 году, его результаты опубликованы в декабре 2019 года. Новый цикл исследования PISA пройдет в 2021 году.

Гайдаровский форум – 2020 «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» проходит в РАНХиГС с 15 по 16 января.

Мероприятие ежегодно объединяет тех, кто своими передовыми достижениями оказывает влияние на социально-экономическое развитие регионов и государств. Форум служит постоянно действующей площадкой для проведения мероприятий разного уровня и масштаба: пленарных сессий и экспертных круглых столов, панельных дискуссий и дебатов.