М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Российские школы вернулись к очному формату обучения

Российские школы вернулись к очному формату обучения

2020/21 учебный год стал одним из самых необычных в российской системе образования: в сентябре дети вышли в школу, а уже с октября в некоторых регионах сначала точечно, а потом и в масштабах муниципалитетов или даже регионов переходили на дистант. Так же, как и весной 2020 года, правила игры диктовала пандемия и решения принимались на местах в зависимости от эпидемиологической ситуации.

Многим школам удалось избежать онлайн-обучения, но тем не менее режим работы образовательных организаций изменился.

«Еще с сентября мы отработали логистику, разделили детей на потоки, и вместо двух входов теперь функционирует девять, у каждого из них дежурит учитель, который меряет температуру всем детям. Родители в школу попасть не могут – все общение с педагогами идет индивидуально или через Zoom, – рассказывает директор лицея № 146 города Казани Диляра Каримова. – Для каждого класса разработано свое расписание перемен, когда они могут выйти в рекреацию, при этом мы следим, чтобы ребята двигались, делали зарядку.

Для учителей мы после уроков проводим мероприятия по «корпоративной подзарядке», помогаем снять эмоциональный стресс.  
Все помещения регулярно обрабатываются, посещение школьного ресторана также проводится по строгому графику, чтобы одновременно могли завтракать или обедать только два класса и контакты между детьми из разных классов были сведены к минимуму».

Учебный процесс не был приостановлен ни в одной школе страны: при необходимости отдельные классы уходили на дистант, а педагоги проводили уроки по обычному расписанию, используя современные технологические решения.

«С начала учебного года мы так же, как и другие образовательные организации, разводим потоки учеников, дезинфицируем помещение, занятия проходят в разных классах. И надо сказать, что в этом учебном году даже ОРВИ болеет гораздо меньше ребят, чем обычно, так что профилактические меры дали хороший результат, – считает заместитель директора гимназии № 12 города Липецка Алла Волкова. – Сейчас педагоги старше 65 лет по распоряжению главы Администрации Липецкой области официально находятся на самоизоляции, но поскольку большинство из них – люди неравнодушные, они ведут уроки и консультации из дома.

В кабинете, где сидят ученики, находится учитель-тьютор (педагог или студент), он подключает камеру, и учитель проводит урок. Дисциплина, кстати, идеальная!

Если заболевает кто-то из педагогов, мы ставим замену. Если нет нужного предметника, то привлекаем учителей, преподающих другие дисциплины, пользуемся порталом «Российская электронная школа», где есть отличные видеообъяснения».

Для одних онлайн-обучение стало эпизодом, а для других – затянулось на несколько месяцев: так, московские школьники 6–11-х классов с октября учились из дома, а к очным занятиям приступили только с 18 января. Чтобы избежать лишних стрессов и дать возможность ребятам «вписаться» в учебные будни, в столичных школах было принято решение об особом формате работы в начале третьей четверти.

«Образовательный процесс в первую учебную неделю будет не таким, как обычно: после трехмесячного отсутствия в школе детям нужно время для адаптации. Поэтому мы приняли решение, что в эту неделю уроки будут начинаться с выполнения групповых и коллективных заданий, фронтальных бесед и дискуссий, чтобы ребята смогли разговориться, привыкнуть к обучению в классе, а затем уже будем давать новый материал, – сообщил директор школы № 1412 города Москвы Александр Глозман. – Отрицательных отметок и административных контрольных работ, требующих выполнения определенного количества заданий, в это время тоже не будет. Мы проведем диагностические работы, чтобы определить темы, на которые надо обратить особое внимание, и при необходимости организуем дополнительные консультации. Причем проходить они будут по удобному графику как в будние дни, так и в субботы, не только в очном, но и в онлайн-формате. Мы будем также учитывать запросы детей, проводить дополнительные занятия для подготовки к экзаменам».

Разведение потоков и внутришкольная логистика требуют особого внимания не только от руководства образовательной организации и педагогов, но и от самих детей.

Директор школы имени М.Ю. Лермонтова села Засечное (Пензенская область) Ольга Баландина отмечает, что с начала учебного года школа была разделена на сектора, чтобы максимально изолировать классы, были разработаны правила посещения школьной столовой, и ребята сами тщательно следили, чтобы эти правила не нарушались.

«В итоге благодаря тому, что мы все соблюдаем требования Роспотребнадзора и постоянно проводим санитарную обработку помещений, из 2300 человек в нашей школе всего 63 ребенка с ОРВИ, а единственный случай заболевания ковидом был зафиксирован во время каникул, когда ребенок отдыхал в другом регионе. Каникулы закончились неделю назад, и сейчас все учатся в очном режиме. В третьей четверти у нас по плану занятия физкультурой на улице – лыжи и коньки, и, уверена, спортивная активность пойдет детям на пользу», – прокомментировала она.

Погодные условия также вносят свои коррективы в работу школ. В некоторых регионах в связи с сильными морозами обновили рекомендации, в которых указано, при какой температуре за окном школьники могут не посещать занятия. Решение о непосещении учебного заведения родители должны принимать самостоятельно, но о пропуске занятий необходимо сообщить классному руководителю или администрации школы по телефону.

«Несмотря на то, что в последнее время в социальных сетях и родительских чатах распространяется информация, что дистанционное обучение останется с нами навсегда, это не соответствует действительности. После новогодних каникул поэтапно школьники возвращаются за парты. С понедельника, 18 января, школы всех 85 субъектов РФ, в том числе Москвы, открывают свои двери, возобновляют традиционный образовательный процесс, за исключением десяти школ в семи регионах, которые продолжают оставаться на карантине в связи с ковидом. 
Я обращаюсь ко всем учителям, родителям и ученикам: будьте внимательны, соблюдайте все требования санитарно-эпидемиологической безопасности. Это позволит держать ситуацию под контролем и сберечь здоровье всех, кто задействован в системе образования», – подчеркнул Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.