М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Пять мировых тенденций в сфере образования в современных условиях

Пять мировых тенденций в сфере образования в современных условиях

Закрытие школ и переход на дистанционный формат обучения

По данным ЮНЕСКО, решение закрыть образовательные учреждения на местном или национальном уровне за все время пандемии приняли 192 страны, что затронуло более 90% учащихся во всём мире.

Проанализировав международный опыт, можно выявить тенденцию: школы сначала массово уходят на каникулы, а затем принимается волевое и вполне логичное решение правительства продолжить обучение.

Страны, которые пошли по пути дистанта (по данным ЮНЕСКО, это более 50 государств), встретили шквал критики со стороны общественности. Оказалось, что не все учителя достаточно подкованы в цифровом плане, родители недовольны организацией процесса, возмущены необходимостью использовать гаджеты, жалуются на отсутствие домашнего интернета.

Так, например, в Португалии 200 тысяч школьников (около 20%) не имеют дома компьютера или выхода в интернет. Распечатанные задания детям приносят почтальоны, они же передают выполненные уроки учителям.

В Испании ассоциация родителей написала коллективное письмо министру образования и властям регионов с просьбой открыть школы на лето. Все они обеспокоены падением качества образования и поэтому предлагают наверстать упущенное летом, что, конечно, мало радует учителей.

В Великобритании в суды поступают массовые жалобы на правительство, которое не обеспечило детей компьютерами и планшетами для обучения в дистанционном формате.

В России менее чем за месяц школьники и учителя, нуждающиеся в помощи, получили более 200 тыс. компьютеров и гаджетов в рамках всероссийской акции «Помоги учиться дома», запущенной Минпросвещения России совместно с Агентством стратегических инициатив и партией «Единая Россия».
Отмена экзаменов

В США, Великобритании, Франции, Нидерландах правительства приняли решения об отмене ряда экзаменов и рекомендовали выставить школьникам среднюю оценку на основе текущих работ и проектов. Полная отмена выпускных экзаменов в Британии привела к массовому давлению на учителей со стороны родителей, которые настаивают на хороших оценках ради будущего своих детей.

В России для защиты здоровья детей перенесли всероссийские проверочные работы, а также сократили количество экзаменов для девятых классов до двух обязательных.

 

Запуск образовательных программ на телевидении

Во многих странах далеко не у всех детей есть компьютеры и высокоскоростной интернет, чтобы учиться удалённо из дома. Решением проблемы стало телевидение.

Так, ведущие китайские ТВ-каналы стали транслировать уроки по математике, китайскому и английскому языкам, физкультуре и другим предметам, чтобы обеспечить максимальный охват дистанционным образованием, в том числе детей из сельских регионов, у которых нет компьютеров, телефонов и интернета. Такую же инициативу реализовал телеканал BBC: там транслируются учебные программы для поддержания образовательного процесса школьников.

В Турции для учащихся организована трансляция видеоуроков по телевидению в партнёрстве с турецкой цифровой образовательной платформой Education Information Network и общественной телекомпанией TRT EBA. Это уроки для школьников всех возрастов – начальных, средних и старших классов. Эфиры продолжительностью от 20 минут идут по будням. В дополнение к стандартной учебной программе Министерство образования Турции также включило такие предметы, как искусство, спорт и наука. А для старшеклассников цифровая платформа EBA запустила функцию live classes, используя которую преподаватели и ученики могут видеть друг друга.

Если в большинстве ведущих стран мира в рамках дистанционного обучения используются цифровые платформы, а также ресурсы телевещания, то Россия пошла дальше и объединила цифровую платформу с учебными материалами и телевещание. Так появился мультиплатформенный образовательный проект «Моя школа в online». Видеоуроки по школьным предметам транслируются на Общественном телевидении России, а также с помощью мультиплатформенного оператора цифровой среды «Триколор». При этом знания, полученные на видеоуроках, можно закрепить, решая тренировочные задания и изучая дополнительный материал на портале «Российская электронная школа» или новой цифровой платформе «Моя школа в online».

Благодаря такому масштабному мультимедийному проекту все российские школьники вне зависимости от места проживания, наличия компьютера или других гаджетов получили возможность продолжить учёбу с опорой на качественные бесплатные учебные материалы, проверенные и одобренные экспертами.
Педагоги нуждаются в повышении цифровой грамотности

Далеко не все учителя смогли быстро перестроиться на цифровой формат обучения. С этим столкнулись такие страны, как Франция, Италия, Китай, США. Теперь для учителей организуют ускоренное обучение: педагогов учат пользоваться электронными ресурсами и общаться с детьми онлайн. В России на помощь старшему поколению учителей пришли студенты педагогических вузов – «Волонтёры просвещения». Ребята помогают наставникам пользоваться цифровыми технологиями, а сами получают опыт составления уроков и общения со школьниками.

 

Постепенное открытие школ

Ряд европейских стран, напротив, спешит как можно раньше вернуться к прежней жизни. Первой в Европе открыть ясли, детские сады и школы решила Дания. По данным Agence France-Presse, в Копенгагене в первую неделю снятия ограничений занятия начались лишь в 35% учреждений, остальные школы оказались не столь мобильны в плане дезинфекции и подготовки помещений к безопасной учёбе. Тем не менее многие родители обеспокоены поспешным решением правительства и опасаются за здоровье своих детей. Соответствующую петицию подписали уже более 18 тыс. родителей – все они против открытия учебных заведений и предпочитают уберечь своих детей от опасности заражения, оставив их дома.

Правительство Франции предлагает постепенное открытие детских садов и начальных школ с 11 мая повсеместно и на добровольной основе. «На втором этапе, с 18 мая, мы можем рассмотреть возможность открытия колледжей», – сообщил премьер-министр Франции Эдуар Филипп. Школьники должны будут соблюдать дистанцию и в обязательном порядке носить маски, в колледжах будет ограничено количество учеников в классе до 15 человек.

Германия также приняла решение ослабить карантинные меры. Месяц изоляции позволил ей выйти на лидирующее место по количеству выздоровевших. С 4 мая в Германии постепенно начинают работу учебные заведения: первыми открываются старшая школа и профессиональные колледжи. На учёбу необходимо ходить в масках и соблюдать дистанцию.

Италия же вовсе не планирует открывать школы в этом учебном году и отложила всё до сентября.

Опыт зарубежных стран показывает, что нигде в мире ещё не нашли оптимального решения проблемы и не придумали, как в сложившихся условиях организовать учёбу так, чтобы угодить абсолютно всем: учителям, родителям и, самое главное, учащимся. Тем не менее власти делают всё возможное, чтобы сохранить здоровье учащихся, и принимают исчерпывающие меры для поддержки школьников, их родителей и педагогов.