М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Новые компетенции современного мира

Новые компетенции современного мира

Умение читать и писать на определенном историческом этапе стало нормой, условием адаптации в мире. То же самое сейчас происходит с определенными навыками и знаниями – с цифровой, технологической и финансовой грамотностью, отношением к своему здоровью и т.д.

О том, почему наличие этих знаний становится условием нормальной жизни в мире и, что еще более важно, условием благополучия, безопасности мира, его устойчивого развития, рассказывает Мария Добрякова, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, редактор международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», презентация которого пройдет на Московском международном салоне образования. 
 
«Есть два типа грамотности, и оба они нужны: независимые от контекста (чтение, письмо, счет) и используемые в определенном контексте, в той или иной сфере жизни. Для первого типа сегодня важно преломление в цифровой среде, а также способность работать с разными форматами подачи информации (текст, цифры, изображения). Причем как в формате «человек – человек», так и в формате «человек – машина». 

Для второго типа грамотности важны сферы, от которых зависит устойчивое развитие, качество жизни и экономический рост. Сегодня это финансовая, экологическая, медицинская грамотность.  

И то, какие новые компетенции будут востребованы в будущем, во многом зависит от того, какие сферы жизни будут актуальны для обеспечения устойчивого развития, качества жизни и экономического роста. Иными словами, какими инструментами коммуникации мы будем пользоваться.

Современная школа должна предлагать детям такие учебные ситуации, в которых они обязательно будут задействовать аспекты этих навыков и компетентностей. А для этого необходимо учителей научить выстраивать такие ситуации: например, давать задачи, не имеющие однозначного решения и требующие совмещения знаний из области географии, истории, русского языка. Поэтому уже сейчас следует начать разговор с педагогами и родителями о том, какой должна быть школа».
 
Куратор кластера «Дополнительное образование» Московского международного салона образования  Сергей Косарецкий также отметил важность внедрения новых  компетенций в базовое школьное образование. Он подчеркнул, что это долгий и трудный путь.  
 
«В рамках школьного образования задача не может решаться через внедрение отдельных предметов по той или иной «грамотности». Необходимо существенное изменение образовательных стандартов в части образовательных результатов: закрепление их сквозного характера (метапредметности), разработка комплекса учебно-методических пособий.  

Дополнительное образование может и должно восполнить дефицит, выступить площадкой для апробации ряда решений, тем более что в нашей стране оно играет именно образовательную роль, а не выполняет задачу продуктивной организации свободного времени. В последние годы в рамках федеральных проектов система получила серьезный импульс к развитию, обновлению содержания и технологий. Педагоги здесь более открыты, не скованы рамками типовых программ. Организации, особенно частные, более гибко реагируют на запросы семей и продвигают инновации.  

Заказ на новую грамотность в школе идет от государства, у общественности сегодня нет реального механизма влиять на стандарты и их обновление. А в дополнительном образовании это возможно: здесь влияние имеет запрос семьи, здесь есть широкое поле для активности некоммерческих организаций. Мы видим отдельные прецеденты и хотим показать их во время Салона, обсудить возможности масштабирования, в том числе посредством методической поддержки, подготовки кадров».