Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Хвалить или не хвалить?

Хвалить или не хвалить?

Недостаток похвалы в семьях прослеживается на протяжении нескольких поколений, вероятно, это связано с историческими особенностями страны. Бывает так, что никто не обращает особого внимания на успехи и достижения чада, принимая их как должное, но стоит ребенку допустить оплошность, родительский контроль возникает из ниоткуда. Чтобы сын или дочь не чувствовали себя ущербными, нужно правильно реагировать не только на детские неудачи, но и на достижения — выделять их. В любом случае следует уделять больше времени семейному общению, учиться понимать потребности своих детей.

Ребенку очень важно верить в себя, чувствовать, что он может достичь новых горизонтов, а успехи придают силы для новых свершений. Но если такой веры нет с раннего возраста, то общение со сверстниками может не сложиться и не возникнет желание проявить себя в различных областях. Неуверенные в себе дети, как правило, менее успешны в школе и дальнейшей жизни.

Обострение детских переживаний наблюдается в переходном возрасте. Именно сейчас родителям необходимо быть внимательными как никогда, обнаружить возможную проблему, помочь ребенку изменить отношение к себе, улучшить его, пока самоуничижение не привело к трагическим последствиям. Как известно, в 15 лет люди очень категоричны, скрывают свои проблемы от родных, пытаются справиться самостоятельно, чем могут только ухудшить ситуацию и упустить драгоценное время.

Тревожные симптомы заниженной самооценки, о которых следует знать родителям

  • Нежелание общаться с детьми своего возраста и со взрослыми, неважно, знакомы они или нет.
  • Неприятие оценок поведения или деятельности, любая попытка помочь ребенку вызывает у него негатив и желание бросить все, чем он занимается.
  • Неустойчивое эмоциональное состояние, страх провала и в связи с этим нежелание браться за что-то новое, реализовывать себя.
  • Заведомое ожидание того, что ничего не получится, за что бы малыш ни взялся, упадническое настроение.
  • Неумение порадоваться за свое достижение, приуменьшение своих возможностей.
  • Отсутствие собственного мнения, безоговорочное следование за большинством, легко попадает под чужое влияние.

Главными авторитетами малыш считает своих родителей, от них ждет одобрения, помощи и внимания, и именно родители через похвалу постепенно вселяют ребенку веру в себя, веру в успех. Но любое лекарство может быть и ядом, все зависит от дозы, поэтому очень важно уметь правильно хвалить: не больше и не меньше, чем нужно.

Основные принципы правильной похвалы

  • Похвала должна быть от души, обманывать в такой ситуации недопустимо, дети сразу чувствуют неправду, исходящую от близких им людей.
  • Похвала должна мотивировать ребенка двигаться вперед, достигать новых высот. То есть нужно хвалить не за красивые глаза, которые достались малышу от бабушки, а, к примеру, за блестяще выученное и с выражением рассказанное стихотворение, приложенные усилия и самостоятельно полученный результат.
  • Не следует приводить в пример других детей. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, что-то он делает лучше, а что-то другое — хуже. Такого рода сравнения неэффективны и могут испортить и без того хрупкие отношения в детском коллективе. Будет лучше, если малыш будет расти над собой.
  • Во всем нужна мера. Чрезмерное расхваливание может сформировать постоянную потребность, рефлекс, и ребенок будет выполнять задания не ради результата, а ради похвалы, одобрения, в этом случае неизбежно пострадает результат. Иногда малыш, попадая в коллектив, где не принято много хвалить детей, чувствует дискомфорт и неуверенность в своих силах.

Иногда бывает необходимо просто так сказать ребенку, какой он молодец, приободрить его. Как же поступать в таких случаях?

Вспомните, за что вас хвалила мама в вашем детстве. Не так уж много лет прошло, это сработает!

Отнеситесь внимательнее к жизни вашего чада. Возможно, какое-то событие не очень примечательное с вашей точки зрения совершило в сознании ребенка переворот? К примеру, первое достижение неспортивного ребенка на уроке физкультуры или прекрасно исполненное не самым одаренным маленьким музыкантом произведение. Не упускайте повод рассказать, как вы рады.

И если вдруг что-то никак не получается сделать, помогите малышу: объясните, покажите, сделайте вместе. И обязательно похвалите! Дети растут, учатся новому, и не беда, если что то не получается с первого раза, стремление также заслуживает поощрения со стороны родителей. Каждая попытка делает вас ближе к успеху.