Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Комфортные условия для учебы в школе

Комфортные условия для учебы в школе

Значение «правильной» парты для учащихся 

Дети в школе не только учатся, но и растут. О том, чтобы в школе были созданы хорошие условия, которые способствуют гармоническому развитию ученика и укреплению его здоровья, заботятся и учителя, и врачи, и ученые-гигиенисты. Особенно внимательны они к партам. Несколько часов сидения за партой — тяжелая нагрузка.

Сохранение вынужденной позы во время работы уже само по себе работа. Длительное напряжение мышц спины и плечевого пояса, особенно неблагоприятно сказывается на младших школьниках. Организм у малышей слабее, и поэтому у них чаще могут возникнуть искривления позвоночника, которые требуют специального лечения.

И все равно парта не враг. Просто она должна подходить по росту. Это правило нужно соблюдать очень строго. Для каждого класса нормален подбор парт трех ростов, причем один размер парты пригоден для группы учащихся с разницей в росте не более 10 сантиметров. Нужно несколько раз в году проверять, не мала ли стала парта, не пора ли ее заменить. Важно и то, как за партой сидеть. Врачи установили, что наименее утомительной является поза с небольшим наклоном корпуса вперед. Сидеть же прямо, с напряженной спиной очень трудно.

Температура воздуха

В душном классе плохо работается из-за повышенного содержания углекислого газа. Его содержание в воздухе помещения не должно превышать 0, 07-0, 10 процентов. В классе где занимается 30-35 человек, содержание кислорода в воздухе в течение даже одного урока значительно снижается, а углекислого газа увеличивается. И часто причину сонливости, рассеянности ребят, снижение их рабочей активности на уроках следует искать не в переутомлении или сложности материала, а в закрытой форточке.

Наиболее эффективно сквозное проветривание, при котором одновременно открываются и окна, и двери класса. В течение 5-10 минут воздух почти полностью обновляется, а содержание углекислого газа снижается на 80 процентов. За такое короткое время даже зимой помещение не успевает остыть. Очень важно чтобы в каждом классе действовала вытяжная вентиляция, особенно в кабинетах физики, химии, школьных мастерских и спортивных залах.

Температура в классах тоже заметно влияет на работоспособность детей Хорошее самочувствие детей и нормальное тепловое состояние организма достигается при температуре кабинетов от +18 до +22 градусов; школьных мастерских-от+14 до+16 градусов, а физкультурных залов-не выше +15 градусов.

Освещение, интерьер

Недостаточное освещение или неправильное его использование может способствовать развитию у детей близорукости и нарушению осанки. Поэтому нужно избегать всего, что затеняет свет. Не следует, например, вешать портьеры. А комнатные растения лучше всего размещать на специальных переносных цветочницах высотой 65-70 сантиметров от пола. Важно обратить внимание на окраску стен и школьного оборудования.

Чем светлее краска, тем выше коэффициент отражения естественного дневного света. Определенные требования предъявляются и к искусственному освещению: достаточная яркость, отсутствие блесткости, раздражающей глаз, и обеспечение рассеянного света. Наилучшие условия для зрения в классах создают светильники с лампами накаливания мощностью не менее 300 ватт.

Расписание и перемены

Важным условием в жизни школьников является расписание. День рекомендуют начинать с самых трудных предметов, чтобы не истратить попусту время устойчивой работоспособности. Причем первый урок не относится к лучшим часам, он как бы «разминка» необходимая для вхождения в работу. На протяжении учебного дня уровень работоспособности у школьников изменяется, и это изменение имеет свои закономерности: школьники среднего возраста устают к третьему-четвертому уроку, а малыши — уже к концу второго, началу третьего урока.

Все эти условия учитываются при составлении расписания уроков. Уроки первоклассников на первых порах обучения лучше сократить до 35 минут. Это позволит избежать утомления и сохранить учебную активность.

Перерывы между уроками должны быть достаточными по длительности для восстановления работоспособности нервных клеток центральной нервной системы. Существенно и то, как дети проводят перемены. Бесспорно, что хорошая разрядка-движение. В теплое время года нужно предоставлять ребятам возможность побегать во дворе, на пришкольном участке.

Однако никакие, даже самые благоприятные, условия, созданные в школе, не смогут предотвратить возможные нарушения в состоянии здоровья школьников и повысить их работоспособность, если они не будут сочетаться с похожими условиями дома.