Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Детская лень как сопротивление взрослому

Детская лень как сопротивление взрослому

Начало каждой учебной четверти — это время родительских страхов: исправит ли наш школьник успеваемость, сумеет ли переломить ситуацию с оценками, перестанет ли лениться? По мнению психологов, современный взгляд родительского сообщества весьма ограничен в данном вопросе. Очень многого и про детей, и про их лень взрослые просто не знают.

Какова реакция самих детей?

Ребенок в данном случае категорически отказывается соответствовать запросам родителей. Именно подобное поведение воспринимается мамами и папами как проявление лени. Однако стоит быть осторожными, делая поспешные выводы. Психологи относят протест детей не к лени, а к сопротивлению.

Существительное «лень» имеет в основе своей оттенок осуждения, которое предполагает наличие виновника. Называя ребенка ленивым, взрослые переносят всю ответственность на него же самого, обвиняют именно его во всем и не стремятся разобраться. Сопротивление детей формируется по отношению к педагогам, мамам и папам, которые просто не считают, что необходимо увидеть причину в себе.

Стресс в жизни ребенка

Потребность учиться с интересом, как и полноценно развиваться, возникает в том случае, когда детская необходимость в безопасности полностью взрослыми удовлетворена. Настоящий стресс в стенах школы могут испытывать дети. Страх перед публичным ответом, стыд в окружении сверстников, напряжение в присутствии учителя — все это отнимает значительные силы, что препятствует совершать действия в необходимом для полноценного процесса обучения темпе. Что говорят специалисты?

Исследования их свидетельствуют о том факте, что у школьников на переработку ранее описанных чувств затрачивается огромное количество жизненной энергии. Именно страх делает детей апатичными и где-то даже «тормозящими» на фоне других. Не стоит учителям после 4 урока подозревать ученика в лени. Он, как и взрослый, может просто утомиться. Здесь целесообразнее провести доверительную беседу и выяснить, где он испытывает трудности, какие тревоги его одолевают. Задача педагога, родителя не выступать критиком, а принять активное участие в разрешении проблемы.

Детское «Я»

Родительский напор «выковать» из чада умного ученика может столкнуться с яростным сопротивлением, поскольку психика каждого человека устроена по определенному принципу: больше всего природой охраняется идентичность собственного «я». Если сопротивление высокое, то с ребенком все хорошо. Когда же родители своими действиями ломают сопротивление, то последствия со временем могут быть более страшными, чем просто «обленившийся» ребенок.

Самооценка на нуле

Утрата веры в себя, желание быть во всем совершенным, низкая самооценка ребенка, характеризующаяся, по словам взрослых, большим количеством недостатков, сложным нравом, способны сформировать у ребенка осознание того, что он какой-то «не такой». Принятие своей неполноценности повлечет развитие уверенности, что все им совершается «не так».

Родители наряду с учителями упражняются в ежедневном словоблудии, критикую детей. Ребенок, отстающий по всем показателям, навязанным миром взрослых, окончательно теряет мотивацию, ведь угодить и мамам, и папам, и педагогам просто не представляется возможным. Не находит детское сердце позитивного отклика, не слышит слова одобрительного.