Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Стоит ли ограничивать свободу подростков?

Стоит ли ограничивать свободу подростков?

Как воспитать ребенка таким образом, чтобы он стал сильным человеком, способным принимать решения и в то же время совершил как можно меньше ошибок? Правильный ответ — почти невозможно. Ошибки влекут за собой опыт, а опыт — умение принимать правильные решения. Нельзя стать сильным человеком без свободы, и нельзя не совершать ошибки, имея полную свободу. Во всём необходим баланс.

Не впадать в крайности

Для того, чтобы соблюдать правильный баланс между контролем и свободой, необходимо следовать двум простым правилам:

  1. не позволять подростку делать всё, что ему вздумается, то есть не давать абсолютной свободы. Вероятнее всего, он к ней ещё не готов, ведь большая свобода — значит большая ответственность. Подходить к этому нужно постепенно;
  2. не контролировать каждый шаг подростка, не ограничивать его свободу полностью. Это не приведёт ни к чему хорошему, поскольку без минимальной свободы действий подросток не сможет научиться принимать решения и нести за них ответственность.

Без родительского контроля в «трудном» возрасте, конечно, не обойтись, но что у подростков должно быть обязательно — так это право выбирать, иметь свою собственную точку зрения. Без этого они просто не смогут стать самостоятельными людьми, способными принимать решения. Конечно, не обойтись и без ошибок, и это нормально. Не нужно пытаться оградить подростка от всех опасностей внешнего мира, нужно лишь поддерживать его, помогать направлять энергию в нужное русло, а когда ошибки случаются — подсказывать, как их исправить. В том, каким быть родителем — строгим или всепрощающим — также следует придерживаться золотой середины. Хорошо быть таким родителем, который понимает и позволяет больше, чем другие, но и переходить в категорию друзей нельзя: следует оставаться авторитетом в семье.

Устанавливать ограничения

Ни в коем случае нельзя подавлять стремление подростка к самостоятельности, нужно лишь держать его в определённых рамках. Внутри же этих рамок он должен быть волен принимать решения и нести ответственность за них. Например, родители могут позволить подростку пойти на вечеринку со сверстниками, но при этом поставить условия всегда быть на связи и никуда не уходить из заранее оговоренного места этой вечеринки. Нужно дать подростку понять, что эти условия нельзя нарушать, но в остальном ему предоставляется свобода. По мере взросления и роста кредита доверия к подростку рамки можно постепенно расширять, позволяя с каждым разом чуть больше. Это будет хорошей подготовкой к взрослой жизни.

Для чего нужны рамки? Дело в том, что они в какой-то мере позволяют подростку чувствовать себя в безопасности, но при этом и не быть лишённым свободы. Он будет понимать, что родители переживают за него, но в то же время ему доверяют. Если же совсем не ограничивать свободу подростка, в какой-то момент он может почувствовать себя одиноким и нелюбимым. Здесь, как и во всём остальном, нужно найти баланс. Важный момент — объяснить ребенку, что ограничения существуют не для того, чтобы контролировать его, а с целью обеспечить его безопасность. Нельзя просто запретить что-либо без объяснения причины: в случае возникновения недопонимания лучшее, что можно сделать — это поговорить начистоту, добиться того, чтобы подросток понял, что родители не стремятся ограничить его свободу.

Итак, подростковый возраст — не самый простой период в жизни: это время, когда ребенок начинает постепенно входить во взрослую жизнь. Родители должны поддерживать его в этом процессе, при этом давая ему свободу выбора, но и не позволяя делать всё, что захочется. Баланс между тотальным контролем и полной свободой — это именно то, что необходимо любому подростку на пути взросления.