М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Стоит ли ограничивать свободу подростков?

Стоит ли ограничивать свободу подростков?

Как воспитать ребенка таким образом, чтобы он стал сильным человеком, способным принимать решения и в то же время совершил как можно меньше ошибок? Правильный ответ — почти невозможно. Ошибки влекут за собой опыт, а опыт — умение принимать правильные решения. Нельзя стать сильным человеком без свободы, и нельзя не совершать ошибки, имея полную свободу. Во всём необходим баланс.

Не впадать в крайности

Для того, чтобы соблюдать правильный баланс между контролем и свободой, необходимо следовать двум простым правилам:

  1. не позволять подростку делать всё, что ему вздумается, то есть не давать абсолютной свободы. Вероятнее всего, он к ней ещё не готов, ведь большая свобода — значит большая ответственность. Подходить к этому нужно постепенно;
  2. не контролировать каждый шаг подростка, не ограничивать его свободу полностью. Это не приведёт ни к чему хорошему, поскольку без минимальной свободы действий подросток не сможет научиться принимать решения и нести за них ответственность.

Без родительского контроля в «трудном» возрасте, конечно, не обойтись, но что у подростков должно быть обязательно — так это право выбирать, иметь свою собственную точку зрения. Без этого они просто не смогут стать самостоятельными людьми, способными принимать решения. Конечно, не обойтись и без ошибок, и это нормально. Не нужно пытаться оградить подростка от всех опасностей внешнего мира, нужно лишь поддерживать его, помогать направлять энергию в нужное русло, а когда ошибки случаются — подсказывать, как их исправить. В том, каким быть родителем — строгим или всепрощающим — также следует придерживаться золотой середины. Хорошо быть таким родителем, который понимает и позволяет больше, чем другие, но и переходить в категорию друзей нельзя: следует оставаться авторитетом в семье.

Устанавливать ограничения

Ни в коем случае нельзя подавлять стремление подростка к самостоятельности, нужно лишь держать его в определённых рамках. Внутри же этих рамок он должен быть волен принимать решения и нести ответственность за них. Например, родители могут позволить подростку пойти на вечеринку со сверстниками, но при этом поставить условия всегда быть на связи и никуда не уходить из заранее оговоренного места этой вечеринки. Нужно дать подростку понять, что эти условия нельзя нарушать, но в остальном ему предоставляется свобода. По мере взросления и роста кредита доверия к подростку рамки можно постепенно расширять, позволяя с каждым разом чуть больше. Это будет хорошей подготовкой к взрослой жизни.

Для чего нужны рамки? Дело в том, что они в какой-то мере позволяют подростку чувствовать себя в безопасности, но при этом и не быть лишённым свободы. Он будет понимать, что родители переживают за него, но в то же время ему доверяют. Если же совсем не ограничивать свободу подростка, в какой-то момент он может почувствовать себя одиноким и нелюбимым. Здесь, как и во всём остальном, нужно найти баланс. Важный момент — объяснить ребенку, что ограничения существуют не для того, чтобы контролировать его, а с целью обеспечить его безопасность. Нельзя просто запретить что-либо без объяснения причины: в случае возникновения недопонимания лучшее, что можно сделать — это поговорить начистоту, добиться того, чтобы подросток понял, что родители не стремятся ограничить его свободу.

Итак, подростковый возраст — не самый простой период в жизни: это время, когда ребенок начинает постепенно входить во взрослую жизнь. Родители должны поддерживать его в этом процессе, при этом давая ему свободу выбора, но и не позволяя делать всё, что захочется. Баланс между тотальным контролем и полной свободой — это именно то, что необходимо любому подростку на пути взросления.