М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Семья и школа — проблема на века

Семья и школа — проблема на века

Как известно, успех современного молодого человека зависит от многих факторов. В том числе и от его коммуникативных навыков, мышления, от умения из всего разнообразия информации выбирать нужное, а также и от его умения действовать как самостоятельно, так и в содружестве с остальными. И всему этому может научить школа.

Согласно же последним исследованиям НИУ ВШЭ и МГПУ, в своём большинстве учителя считают, что их главная функция – передача знаний.

А как же тогда воспитание подрастающего поколения? Ведь воспитание – важная и неотъемлемая часть образовательного процесса.

Но сегодня учитель поставлен в условия, когда он вынужден выполнять лишь функции исполнителя образовательных услуг, а у некоторой части родителей сложилось мнение, что учитель – это персонал, которому всегда можно предъявить претензии, даже определённые требования.

Отсюда возникает и проблема взаимоотношений семьи и школы, а если конкретнее, то учителя с одной стороны, родителя – с другой.

А ведь взаимоотношения родителей и школы всегда требовали пристального к себе внимания.

Рассмотрим это явление конкретнее.

Детские сады – это прекрасно, но никогда не стоит забывать, что главными «зодчими» в формировании детского мышления были и остаются родители. И если общая культура родителей достаточно развита, то школа и семья смогут не только услышать, но и принять друг друга.

На деле же часть родителей самоустраняется от воспитания своих детей. Эту обязанность они переложили и на школу, в том числе. Сами же занимаются лишь зарабатыванием денег. Вот и вырастают их дети «сытыми», но злыми и бездушными.

В этих жёстких условиях перед школой встаёт совсем непростая задача: помочь родителям осознать, что они, именно они закладывают основы будущего своего ребенка и, таким образом, постараться развернуть семью к пониманию задач школы.

Основу такого взаимодействия может составить заинтересованность сторон друг в друге, которая подразумевает открытость целей, доверие и помощь.

Но проблема такого сотрудничества до сих пор не может решиться. Кто в этом виноват? Точного ответа никто не даст. Причин здесь много. Это и отсутствие желания некоторой части учителей работать с родителями, и необъективный подход родителей к поведению и характеру своего ребенка, и переоценка ими же своих педагогических знаний.

К тому же, новые требования к качеству образования требует и от учителей, и от родителей нового отношения к детям. Многие к такому повороту событий были просто-напросто не готовы.

Чтобы избежать дальнейших ошибок в этом направлении необходимо вовлечь родителей в сам учебно-воспитательный процесс. А вот как это сделать, каждая школа вправе сама решать.

Это могут быть и родительские всеобучи, и консультации, и возрастная диагностика, и обычные родительские собрания.

Что это даст? Неформальную связь учителя и родителя, что приведёт к объективной оценке работы школы в целом.

Сейчас же, когда общение учителя с родителями строится лишь на вопросе неуспеваемости и недисциплинированности их ребенка, последние усматривают в этом предвзятое отношение учителя к их ребенку. И, как следствие, смены отрицательного отношения родителей к школе не происходит.

А уж достичь, по выражению В.А. Сухомлинского, «душевного общения» не получается вовсе.

Ведь невозможно, чтобы ребенок-школьник доставлял родителям лишь огорчения. Это противоестественно. Так быть не должно.

Кто прав – школа или семья – непонятно. Но если и школа, и родители научат ребенка нормам поведения в обществе, хорошему отношению к людям, вне зависимости от их возраста и положения, тогда во взаимодействии они сумеют воспитать достойного члена гражданского общества. А это и есть наше с вами будущее.