Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Проблемы с успеваемостью у ребенка в школе

Проблемы с успеваемостью у ребенка в школе

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились и приносили домой хорошие оценки.

А когда их ожидания не оправдываются – многие пытаются решить проблему с помощью наказаний и запретов, заставляют дольше сидеть над учебниками (хотя это далеко не гарантирует позитивных изменений и может угнетать ребенка).

Гораздо полезнее разобраться в самих причинах проблем с обучением. Это могут быть сложности с концентрацией внимания, проблемы с отсутствием мотивации или эмоциональные проблемы. Чтобы действительно помочь, важно вовремя с этим разобраться.

Причины проблем в обучении не обязательно связанны с ленью ребенка или отсутствием у него волевых качеств. Вот некоторые из них:

  • отсутствие домашних условий для обучения: шум, плохо организованное место для занятий (это мешает концентрации);
  • негативная семейная атмосфера: она не может не повлиять на успеваемость (а давление на ребенка только ухудшит ситуацию);
  • отношения со сверстниками и с учителями: испорченные отношения могут вообще отбить желание ходить в школу. А без мотивации о настоящих успехах не может быть и речи.

Проблема с концентрацией внимания у школьника

Родители часто указывают её как причину плохой успеваемости ребёнка. Но если ребёнок неусидчив и занимается несколькими вещами одновременно – это ещё не достаточные признаки данной проблемы. Психологи отмечают, что в плане концентрации люди отличаются: некоторым легче сосредоточиться в абсолютной тишине, а некоторым помогают лёгкие отвлекающие факторы, например, компьютер, радио или телевизор. Вседозволенность тут рискованна, но поэкспериментировать можно.

А вот симптомы, которые могут настораживать: ребенок не выполняет начатые задания, слишком часто отвлекается на размышления, имеет трудности с организацией, постоянно забывает о своих обязанностях. Конечно, окончательный диагноз следует оставить только специалистам.

Каким образом мотивировать ребенка?

Каждый ребенок – особенная личность, и знать его особенности – это, в первую очередь, дело родителей. Нужно уделять ему больше внимания, но так, чтобы он чувствовал при этом свободу, изучать его интересы.

Любознательность природой заложена в каждом ребенке. Необходимо пробудить её сначала с помощью примеров из его собственной жизни, а потом из личного опыта родителя (хорошо, чтобы был хороший общий семейный опыт). Далее можно рассказать увлекательные истории о том, как учёные делают открытия. Это наглядно-образный метод. Когда появился интерес, нужно сначала вместе решить простую задачу, а потом дать ему возможность справиться с подобной задачей самому. Можно и наоборот (в зависимости от самооценки ребенка, его желаний и уровня знаний), сначала дать возможность решить самому, а при необходимости помочь. Так применяется проблемный метод обучения. На этапе, когда ребенок сам сможет справиться – создастся «ситуация успеха», и он обоснованно поверит в свои силы. Тут главный принцип – от простого к сложному. Частая и серьёзная ошибка родителей – полностью делать задание вместо детей. Только на первый взгляд может показаться, что это сэкономит время и нервы. На деле же, ребенок потеряет мотивацию и не сможет самостоятельно учиться – проблема с успеваемостью лишь усугубится (времени и нервов на её исправление теперь уйдёт гораздо больше).

Когда необходимо воспользоваться помощью репетитора?

Времени на занятия с ребенком у родителей часто катастрофически не хватает – и многие решают этот вопрос с помощью занятий с репетитором. В отличие от уроков в школе, такие занятия позволяют ребенку подумать необходимое время над вопросом, и всё внимание уделяется только ему.

Но прежде, чем прибегать к этому варианту, стоит поинтересоваться у учителя, есть ли в школе дополнительные занятия по предмету, который нужно подтянуть. А в случае угрозы плохих итоговых оценок за год нужно всё-таки не пожалеть денег на хорошего репетитора.

Молодое дерево легко вырвать, а со временем оно вырастает и крепко держится корнями за землю. Так и проблемы с обучением ребенка: лучше заметить и предотвратить их развитие в раннем детстве. В этот период важно создать приятную атмосферу для учёбы, не давить и не ожидать быстрых результатов, а показать с помощью игр, что изучать мир можно с радостью и развлекаясь… Конечно, от трудностей в наши дни никуда не деться, но сквозь них пробивается путь к победе.