Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Проблема возрастной переодизации

Проблема возрастной переодизации

О том, что дети думают, чувствуют и ведут себя иначе, чем взрослые, известно всем. На первый взгляд вопрос о возрастных ступенях роста и развития ребенка кажется простым. Однако научное исследование физического и духовного развития ребенка показало чрезвычайную сложность и противоречивость этого процесса. Установлено, что этот процесс идет не равномерно, а скачками. Это создает особые трудности в определении возрастной периодизации.

Существует несколько основных этапов развития ребенка:

• Дошкольники;
• Младшие школьники;
Подростки.

Дошкольники.

После того, как новорожденный приспособился к жизни вне утробы матери, он очень быстро растет и развивается. Конечно, младенец не способен рассуждать, усваивать моральные принципы, но у него есть растущие потребности, развивающиеся интересы и требования их удовлетворения. Родитель должен различать, какое желание ребенка является выражением его действительных потребностей, а какое находится в противоречии с моральными нормами. Первое надо удовлетворять, второе должно встретить безусловный отказ.
С двух до семи лет у ребенка завершается формирование специфических человеческих качеств-прямой походки, развития рук, развития речи. И все же ребенок этого возраста-слабое существо. Игра адекватно решает все важнейшие проблемы развития дошкольника. Родители не должны стоять в стороне от игр детей. Задача родителя заключается в том, чтобы создать для ребенка возможность проявления его потребностей во всех сферах посильной и полезной для него деятельности и направлять ее для развития его сил и потребностей.

Младшие школьники.

Этот возраст иногда называют отрочеством. Физически ребенок окреп. Все органы движения и труда сформировались. Ребенок умеет читать и писать. Отрочество–период интенсивного спокойного развития организма. Главный же фактор его интеллектуального развития и главная его деятельность–учебный труд. Первоклассник знает уже многое. Он умеет сравнивать предметы, подмечать сходство и различие, характеризовать вещи по их свойствам, но ему с трудом даются логические умозаключения. Он предпочитает выучить наизусть то или иное правило, чем понять его. Поэтому самое лучшее обучение для него – много видеть, наблюдать. И мальчики, и девочки этого возраста готовы часами слушать рассказы, читать повести, особенно приключения. Поступая в школу, ребенок включается в школьный коллектив, с которым он должен прожить несколько лет. У него появляются друзья и товарищи. Некоторые родители полагают, что, вовлекаясь в общественную жизнь, ребенок не нуждается в руководстве взрослых, но это не так. У детей отроческого возраста еще не сложились твердые моральные убеждения и не закрепились навыки гуманной общественной жизни. Родитель не должен прекращать руководство, он должен подсказывать правильные пути решения возникающих конфликтов.

Подростки.

Во многих аспектах развития и поведения подросток противоположен молодому человеку. Наблюдается ухудшение дисциплины, снижение успеваемости, возникают неравномерные отношения между мальчиками и девочками, у некоторых подростков развивается изоляция и отчуждение от окружающего мира. У некоторых детей наблюдается проявление антисоциального поведения. Срывы в поведении подростков являются особенностями соматического и психологического развития этого возраста. Быстрый и неравномерный рост организма влечет за собой перестройку связей и отношений нервной системы. Подросток оценивает окружающий его мир и устанавливает свое отношение к нему. Любая ложь злит и разочаровывает его. Эти факты объясняют неравномерное поведение подростка, беспричинные срывы, колебания от застенчивости к раскрепощенности, увлеченности и апатии, негативное отношение к противоположному полу и тайную любовь. Самая главная потребность этого возраста-определить свое отношение к людям, свое место в мире. Эта потребность удовлетворяется в практике общения с людьми.
Повседневные наблюдения врачей и педагогов свидетельствуют, что за последние два-три десятилетия дети стали расти быстрее, чем раньше. При этом необходимо учитывать, что быстрое физическое развитие ребенка не влечет за собой ускоренного умственного и морального развития. В связи с этим перед родителями ставится сложная проблема разработки таких методов воспитания, которые бы в полной мере использовали и учитывали убыстренное физическое созревание детей.

Technological Innovation