Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Конфликт с ребенком. Как вернуть мирные отношения?

Конфликт с ребенком. Как вернуть мирные отношения?

В споре рождается истина. Признаться, слабое утешение для тех родителей, чьи дети не горят желанием заниматься повседневными делами, оказывать посильную помощь, либо выполнять школьные задания. Горячее желание спорить по любому поводу движет такими ребятами с утра до ночи. В результате разрешение конфликтов начинает занимать львиную долю времени, сводя на нет желание взрослых стать ближе к собственному ребенку, подружиться с ним и научить всему необходимому. В постоянном напряжении находятся все члены семьи, а конфликтные ситуации становятся настоящей проблемой.

Тактика поведения родителей определяет количество конфликтных ситуаций

Тактические ходы взрослых во время разрешения конфликтных ситуаций позволяют создать три условные группы. Для каждой из них характерна особенная линия поведения, которую строго придерживаются независимо от полученных результатов.

• Группа родителей-всезнаек не дает ребенку ни малейшего шанса усомниться в правильности поведения взрослых. Школьник обязан выполнять все поручения без каких-либо исключений. Основание – родительский опыт и положение «старшего» автоматически подразумевает наличие знаний, недоступных на данный момент подростку. Неопытный школьник не может самостоятельно определить, что для него лучше, а что нет. Следовательно, он обязан беспрекословно подчиняться взрослым.

• Вторую группу составляют родители, предоставившие детям полное право выбора и принятия решений. Сознательное избегание конфликтных ситуаций продиктовано в данном случае стремлением уберечь себя от стресса, связанного с детскими криками и истериками. Проще быть побежденным и спокойным.

• Третья группа включает в себя беспокойных родителей. Такие взрослые никак не могут создать четкую линию собственного поведения. Их бросает из стороны в сторону. От строжайших запретов и ограничений, до предоставления школьнику полной свободы действий.

Единственный выход из ситуации – сесть за стол переговоров.

Встречаем проблему лицом к лицу. Любой конфликт намного проще решить, если перестать уходить от проблемной ситуации любым упомянутым выше способом. Усадить ребенка за стол переговоров в буквальном смысле вряд ли получится. Решение задачи по поиску оптимальных способов урегулирования конфликтов родители берут на себя. Хотя бы потому, что обладают достаточным опытом и могут, в отличие от детей, контролировать свои эмоции.

Умение современных подростков жонглировать словами, уводя взрослых в сторону от неприятной или нежелательной ситуации, часто ставит родителей в тупик, заставляет прибегать к неэффективным методам и переводит в категорию побежденных.

В качестве примера можно привести диалог матери с сыном-школьником. Мама ожидает прихода гостей и поручает сыну покупку хлеба. Парнишка в это же время опаздывает на тренировку в секции по футболу.

Мама. Срочно сходи и купи хлеба. Скоро придут гости.
Сын. Мама, но я опаздываю на тренировку!
Мама. Нет, ты пойдешь за хлебом! На тренировку можешь один раз опоздать!
Сын. Не пойду за хлебом!
Мама. Никуда твоя секция не денется! Почему тебя постоянно надо упрашивать?

Приказной тон, высказанные обвинения и даже угроза в разы повышает уровень эмоционального напряжения. В конечном итоге сын категорически отказывается помочь и уходит со словами:

Сын. Нет, я не пойду покупать твой хлеб! И ты мне ничего не сделаешь!
Конфликт налицо. Его разрешение потребует немало энергии и времени. Намного проще соблюдать правило пяти шагов.

Пошаговое разрешение конфликтной ситуации

Вопросов, решение которых может закончиться конфликтом, множество. Однако существует общая пошаговая методика, позволяющая разрешить назревающий конфликт в минимальные сроки, либо не допустить его вовсе.

Шаг номер один. Научиться активно слушать ребенка. Такое умение позволит родителям поставить себя на место школьника, понять важность его ситуации.
Шаг номер два. Поделиться своими чувствами или переживаниями. Так родители продемонстрируют высокий уровень своего доверия к ребенку, помогут осознать важность его роли в разрешении возникшей сложной ситуации.
Шаг номер три. Собрать все возможные предложения, касающиеся решения проблемы. Предлагать варианты могут как родители, так и дети.
Шаг номер четыре. Провести оценку каждого предложения и выбрать наиболее приемлемое для каждого участника.
Шаг номер пять. Выполнить детализацию принятого совместными усилиями решения и приступить к его реализации.

Применение изложенного алгоритма лишает конфликт опасной остроты. Все участники принимают участие в решении возникшей проблемы.

Мама. Сынок, пожалуйста, купи хлеб. Гости скоро придут, а я еще должна сделать много дел.
Сын. Мамочка, но мне же надо бежать на тренировку!
Мама. Да, тренировка. Тебе же надо торопиться.
Сын. Да, там же разминка вначале. Её никак нельзя пропустить.
Мама. Что же делать? Я занята, а тебе нельзя опаздывать. Как мы поступим?

Это всего часть разговора, проведенного в правильном ключе. Конфликт отсутствует. Есть только проблема, которую требуется устранить. Учитывая то, что и мама, и сын слышат и понимают друг друга, им обязательно удастся найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Спокойный и взвешенный подход к устранению конфликтных ситуаций в семье, еще не гарантирует стопроцентную правильность найденных способов решения задачи. Однако с каждым разом количество неудач будет сокращаться благодаря переходу родителей и детей из противоборствующих лагерей в лагеря-союзники.