Электронный дневник
Электронный дневник
пос. Нагорное, ул. Центральная, 2В

Трудности ребёнка с дислексией

Трудности ребёнка с дислексией

Заниженная самооценка, нарушенные социальные отношения, низкая мотивация в достижении успехов, плохая устойчивость к стрессу, эмоциональные расстройства, неврозы, агрессия — некоторые из проблем, которые могут относиться к ребенку с дислексией. Последствия такого состояния могут оказаться катастрофическими и привести к нарушениям в функционировании личности, эмоциональной и социальной жизни, поэтому так важно создать для каждого ребёнка доверительные отношения.

Начало проблем детей с дислексией

Из-за индивидуальных отклонений студенты с дислексией часто попадают в сложные ситуации. Можно предположить, что причина проблем коммуникаций во многом связана с тем, что студентов постоянно оценивают, также к ним предъявляются высокие требования. В дошкольном возрасте большинство дислектиков не проявляют никаких трудностей в области эмоционального и социального функционирования. В первые годы учебы начинается растущее разочарование. Школьник изо всех сил пытается сделать своё обучение эффективным, добиться успеха. К сожалению, результаты несоразмерны усилиям, вложенным в учебный процесс. Чаще именно тогда начинает формироваться негативный образ самого себя, преобладает вера в некомпетентность учителей.

Примерно к 10 годам у ребенка с дислексией развивается чувство неполноценности, которое впоследствии чрезвычайно трудно исправить. Частые неудачи приводят к замыканию цыпочки опыта неудач. Такое состояние вызывает разочарование, отчуждение и отторжение, как следствие нежелание идти на контакт с окружающим миром. Таким образом, увеличивается риск депрессии, симптомы которой могут быть нетипичными и имеют характер «замаскированной депрессии». Это означает, что ребенок гиперактивен, демонстрирует поведенческие расстройства, не испытывая радости, удовлетворения и пессимистическое видение будущего. Наличие тревожных расстройств также встречается у дислексиков.

Распространенной эмоциональной проблемой оказывается страх. Из-за беспокойства люди с дислексией склонны избегать сложных ситуаций и задач. Учителя, а на следующем этапе взросления начальство, чаще интерпретируют поведение как проявление лени.Возникновение дислексии связано с проблемами выступлений на публике. Даже простой разговор со сверстниками становится проблемой. Эта трудность возрастает в подростковом возрасте. Дислектикам может быть сложно найти правильное слово или они могут бегло разговаривать, дольше, чем сверстники обдумывать ответ на вопрос. Кроме того, демонстрируют нерегулярность и непоследовательность в выполнении заданий. Они легко могут читать сложные тексты за один день, но через некоторое время не в состоянии прочитать или написать простое предложение.

Социальные проблемы

Часто из-за дислексии ученики занимают низкое социальное положение в классе. Они отвергаются и изолируются от сверстников. Социальные трудности способствуют непопулярности среди учеников, что связано с агрессивным поведением и чувством одиночества. Также становятся склонны к интроверсии, нарушают социальные нормы и снижают готовность к сотрудничеству.

Существуют сигналы, которые могут указывать на то, что у ребенка с дислексией эмоциональные и социальные проблемы:

  • В области поведения. Уровень речи и поведения может показаться типичным для детей младшего возраста, то есть ребенок демонстрирует незрелое социальное поведение, избегает задач, требующих сложных навыков (например, чтение, письмо, формулирование мыслей). Имеет трудности с концентрацией внимания, складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда происходит обучение. Иногда оглядывается в классе в поисках помощи или возможности списать ответ у одноклассников. Не принимает активного участия в уроке, избегает ответов на вопросы. Как только ребенок сталкивается с трудностями в понимании задачи, сразу теряет интерес. Результат работы часто отличается от того, что ожидалось. Не хочет брать на себя языковые задания — рифмовать, писать стихи, придумывать последовательности слов. С трудом дает устные ответы, особенно на конкретные вопросы. Путает схожие по звучанию слова, неправильно понимает термины. Показывает низкий уровень планирования. У него огромные проблемы с организацией дня;
  • В области памяти. Ребенок часто забывает, что делать. Иногда забывает то, что только что было сказано или значение слова. С трудом запоминает предложение, услышанное или прочитанное моментом ранее. Забывает о сроках;
  • В области связи. В речи использует короткие предложения, иногда даже отдельные слова. Строит нелогичные предложения и утверждения с нарушенной структурой. В общении присутствуют неологизмы и лингвистические ошибки. Неправильно пишет, соединяет, смешивает слова. Набор слов постоянен, прост и скуден. Иногда заканчивает разговор сразу после начала. Механически повторяет услышанную фразу, команду — эхолалия.

Поддержка и терапия

Чрезвычайно эффективны мероприятия, направленные на повышение самооценки учащихся, в сочетании с педагогической, а также индивидуальной и семейной психотерапией. Они улучшают адаптивность и помогают справляться с повседневными трудностями. У дислектиков, добившихся успеха в жизни, решающими показателями стали следующие факторы:

  • раннее распознавание недостатков
  • дисфункций, быстрое вмешательство
  • развитие талантов
  • поддержка семьи
  • уровень самооценки

Основополагающее значение для оказания адекватной помощи в школе и в других важных сферах жизни имеет, прежде всего, осознание трудностей. Затем можно начать выстраивать стратегию работы с учеником, которая значительно ускорит процесс избавления от проблем в аспектах жизнедеятельности ребенка. Терапия проблем повседневного функционирования включает в себя помощь ребенку в формулировании когнитивных процедур, направленных на устранение воздействия дефицита, а также развитие защитных факторов и ресурсов, то есть укрепление способности ребенка справляться с трудностями в тех областях, в которых он успешен, чтобы появилось желание преодолеть влияние когнитивных ограничений. Постоянные трудности в функционировании вызывают снижение самооценки, что является частой психологической проблемой у детей с дислексией. Ребенок обычно характеризуется низкой самооценкой, с различной степенью принятия или неприятия существования факта неспособности к обучению и эмоциональными проблемами.

Technological Innovation