Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Сравнение своего ребенка с другими детьми. Последствия.

Сравнение своего ребенка с другими детьми. Последствия.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок обладал высокой самооценкой и верил в свои возможности. Для этого некоторые из нас используют стратегии, которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными. Например, сравнение ребенка с братьями и сестрами или со сверстниками.

Детям нужно быть принятыми и признанными родителями такими, какие они есть, с их сильными и слабыми сторонами. Нет двух одинаковых людей, даже однояйцевые близнецы отличаются темпераментом, чувствительностью, интересами и способностями. А как насчет братьев и сестер с большой или незначительной разницей в возрасте? Первый, второй и каждый последующий потомок — это разные индивидуальные сущности. Так почему же родители постоянно сравнивают братьев и сестер друг с другом?

Причины сравнения

1. Мы живем в мире суждений и сравнений. Наша культура основана на них. Уже когда мы приходим в мир, нас оценивают. Например, мы получаем заданное количество баллов по шкале Апгар.

2. Опыт родителей, связанный с развитием детей старшего возраста, может привести к принятию нормы того, как должен развиваться ребенок. Следовательно, есть сравнения между последующими детьми, в том числе в области образования.

Когда старшая сестра является примерной ученицей, с ней обязательно будут сравнивать младшего брата, который ходит в ту же школу. На первый взгляд невинная фраза «Твоя сестра очень быстро выучила таблицу умножения, у тебя тоже все получится» не только передает ожидания от младшего ребенка, но также подчеркивает, что способности сестры достойны внимания. Может кто скажет, а что в этом плохого? Ведь каждый имеет право говорить то, что ожидает от своего ребенка. Однако стоит задуматься о том, что младший брат чувствует в этой ситуации, и как это влияет на его отношение к сестре. Возможно, этому мальчику хотелось бы поскорее выучить таблицу умножения, но по какой-то причине у него это не получается. Сравнение родителей ему точно не поможет. Скорее, это вызовет чувство беспомощности, грусти и, возможно, злости по отношению к сестре.

3. Страх родителей перед тем, хорошо ли развивается и здоров ли ребенок. Такое мышление является результатом веры в то, что в развитии ребенка есть одна связывающая модель. Если ребенок отклоняется от нее и, например, не умеет читать в первом классе начальной школы, когда его старший брат уже свободно учился на этом этапе обучения, родитель сразу же видит в этом проблему. Вместо сравнения с так называемыми «Нормой развития» и навыками старшего ребенка стоит больше внимания уделить обучению младшего и при необходимости обратиться за консультацией к специалисту психологического консультационного центра.

4. Усердная мотивация что-то делать или чему-то научиться. Если у ребенка с чем-то трудности, не нужно сравнивать его с другими и указывать на тех, у кого это получается. Поддерживающий подход, забота и помощь приведут к прогрессу намного быстрее.

Последствия сравнения:

  • Низкая самооценка — когда детей сравнивают, они часто думают, что они недостаточно хороши, ничего не могут сделать, ничему не учатся и, конечно, не так умны и прекрасны, как их брат или сестра
  • Нежелание и неприязнь к братьям и сестрам, с которыми сравнивают
  • Ревность — ребенок может думать, что только у него что-то не получается, что родители больше любят его брата или сестру
  • Уговоры работать, развиваться, учиться — сравнение определенно не мотивирует работать над трудностями
  • Бунт, гнев и даже агрессия по отношению к братьям и сестрам.

Сравнение не помогает отношениям братьев и сестер. Напротив, это порождает напряжение, сопротивление и дистанцию.

Что вместо сравнения?

Безусловная любовь , которая дает ребенку внимание и любовь просто за то, что он рядом. Родители любят детей, независимо от того, как они себя ведут, что умеют. Только когда ребенок получает признание со стороны родителей, он может развить чувство принятия себя.

На каждого ребенка стоит смотреть как на уникальную личность. Важно распознавать различия между детьми и подходить к каждому из них, не основываясь на оценке или сравнении. Это основа построения самооценки. При возникновении трудностей важны поддержка и принятие взрослого. Спросите своего ребенка, чем вы можете помочь ему, что можете сделать вместе.

Что значит принять?

Смотреть на своего ребенка с добротой и позволять ему просто быть тем, кем он является. Стоит помнить, что когда нам трудно принять ребенка, может оказаться, что мы сами нуждаемся в собственном принятии.

Сравнение создает напряжение, дистанцию между детьми . Как родители, помните, что все мы индивидуальны и развиваемся в собственном темпе. У всех есть свои таланты, сильные и слабые стороны. Позвольте вашему ребенку быть самим собой.