Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Переходный возраст у подростков: правда или вымысел?

Переходный возраст у подростков: правда или вымысел?

Часто современные родители жалуются на изменение поведения своих детей в подростковом возрасте. Они говорят, что их дети, ранее бывшие послушными и спокойными, стали раздражительными, грубят и крайне болезненно реагируют на необходимость подчинения своим родителям. Все эти явления чаще всего называют переходным возрастом или подростковым кризисом.

Данное явление практически ежедневно упоминается популярными СМИ, о нем пишут книги и снимают фильмы. Существует целый сегмент книгоиздательского бизнеса, удовлетворяющий потребность в разных наставлениях или руководствах о преодолении негативных последствий подросткового периода. Подобные издания приносят неплохой доход, поэтому эта тема снова и снова оказывается «на первой полосе» разнообразных СМИ.

Рассмотрим данный феномен с самого начала. Разумеется, о проблемах у некоторых подростков и об изменении их поведения, научное сообщество знает более столетия. Но по-настоящему популяризовала, причем в своей трактовке, данное понятие известный психоаналитик Анна Фрейд (дочь того самого создателя психоанализа — Зигмунда Фрейда). Именно она в своих работах и выступлениях часто говорила о реальности переходного возраста, более того, Анна Фрейд утверждала, что проблемы в этом возрасте, выражающиеся в эмоциональном бунте, — это нормально. Она также заявляла, что отсутствие проблем в этом возрасте — странно и ненормально, так как природа юности заключается в прерывании спокойного роста. Подростки же, которые не имеют проблем с окружающими, — это патология. И, по ее мнению, во взрослый период жизни их ожидают серьезные психологические проблемы.

В дальнейшем многие популярные психологи развивали тему конфликтности подростков, они говорили о них как об инициаторах семейных конфликтов и предлагали свои решения этой проблемы. В итоге стереотип бурного и конфликтного подросткового периода нашел отражение во множестве популярных кинофильмов. В этих фильмах рассказывается о тяжелом жизненном положении, в котором оказываются беспокойные подростки, страдающие и находящиеся в смятении.

Такая односторонняя картина, изображаемая в массовой культуре, легко объяснима — фильмы или книги об абсолютно нормальных и спокойных, бесконфликтных подростках не приносят большого дохода. В итоге, односторонняя, крайне неверная трактовка юности разделяется не только многими обычными людьми, но и специалистами, работающими с этими самыми детьми. Получается ситуация, когда люди видят не реальное положение дел, а то, что хотят видеть.

Авторитетными современными исследованиями было выявлено, что в подростковом возрасте у некоторых обычно проявляется следующее:

  • нестабильная эмоциональная сфера (частые смены настроения, неспособность к долгой концентрации);
  • конфликтность с окружающими взрослыми (прежде всего с родителями);
  • склонность к опасным формам поведения (как лично для подростка, так и для окружающих и общества).

То есть, действительно, подростковый период отличается острыми психологическими противоречиями и стрессом, но лишь у некоторых из подростков, а далеко не у всех. Если говорить о конкретных цифрах, то у разных исследователей они колеблются около 15-25% проблемных от общего числа вполне позитивных и уживающихся с окружающими их взрослыми подростков.

Крайности в эмоциях и конфликтах с родителями, так часто изображаемые в книгах и фильмах, наблюдаются исключительно у подростков, имеющих явные психологические проблемы, например, расстройства поведения или депрессию. Либо же такие подростки растут в проблемных, а то и асоциальных семьях. В процентном отношении таких — не более 4%.

Что же касается утверждения о том, что уравновешенные подростки должны иметь психологические проблемы во взрослом возрасте — оно также не подтвердилось.

Подводя итоги, можно смело и аргументировано утверждать полную надуманность и ложность утверждений о неизбежности массовых эмоциональных и межличностных проблемах у подростков.