Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Нюансы развития и воспитания ребенка

Нюансы развития и воспитания ребенка

В наше время сложно найти родителей, которые ограничены в выборе развивающих игр для своего малыша. Созданы целые теории, разработаны и внедрены в практику многочисленные методики, призванные «сделать» вашего ребенка уникальным (музыкантом, спортсменом, ученым, художником).

Конечно, немаловажными являются в данном случае и амбиции родителей, которые, возможно еще до рождения малыша определили, что «мальчик непременно должен поступить в МГИМО на международно-правовой факультет и стать известным всему миру юристом».

Начинаются судорожные поиски групп развивающих занятий с детьми, переговоры с мамами на совместных прогулках, советы на форумах и в кабинетах у психолога.

Ребенок, фактически ставший заложником родительских комплексов, живет под гнетом постоянного долженствования, обязанности «соответствовать», огорчается и переживает, когда чувствует, что не дотягивает до предложенной ему самыми близкими людьми планки.

В подобных условиях и формируется комплекс неполноценности и чувство вины. Но это худший вариант, и каждому из нас хотелось бы его избежать.

Давайте попробуем отказаться от наших родительских заморочек с самореализацией и предоставим ребенку свободу выбора. Выбора своего жизненного пути, интересов, увлечений. Наша задача будет сведена просто к необходимому минимуму: предоставить малышу условия для полноценного развития.

Родители, откажитесь от ваших амбиций и предоставьте ребенку свободу выбора!

В младшем возрасте на полноценное и веселое (!) развитие детей благотворно влияет движение. Именно возможность неограниченно двигаться позволяет крохе познавать окружающий его мир.

Ограничьте время использования скучного манежа, повесьте качели, если вы на даче — повесьте качели садовые, установите в детской комнате горку, лабиринт или шведскую стенку (если, конечно, позволяют габариты квартиры, но всегда можно что-то придумать).

Кстати, шведская стенка, по мнению детских психологов, — непременный атрибут детской, она стимулирует не просто развитие его физических данных (силы, выносливости, гибкости), но и умственных способностей, и уверенности. Играйте с ребенком в подвижные игры на улице, а уже подросших детей запишите в спортивную секцию.

Вот история, рассказанная психологом. На приеме молодая мама с ребенком. Она с гордостью сообщает, что умеет ее сын к двум с половиной годам: знает марки всех машин и легко определяет их на улице, рассказывает огромные отрывки из «Доктора Айболита» и «Сказки о царе Салтане».

Мама поясняет: она прочитала в специальной книге об особенностях детского развития в раннем возрасте, что до 3-4 лет ребенок самопроизвольно воспринимает и запоминает информацию, без дополнительного стимула. «Значит надо в этот промежуток времени вложить в него как можно больше сведений: читать энциклопедии, заниматься развивающими тестами, объяснять и объяснять!».

Что ответит на это психолог?

Во-первых, не перегружать малыша, даже если, простите, очень хочется. Чрезмерно занятый в раннем возрасте, мозг ребенка может оказаться неспособным к восприятию информации в последующие годы, например, в школе. Родители сильно удивятся, когда чадо взбунтуется и задачам по математике предпочтет футбол во дворе или гитару.

Во-вторых, — пересказывание на память отрывков из художественных произведений может означать хорошую память, но никак не тренированную устную речь. Попросите малыша описать помещение, в котором он находится, улицу за окном, рыбок, плавающих в аквариуме, и т.д.

Вы с удивлением обнаружите, что формулировка предложений дается ему сложно, ребенок с трудом подбирает нужные слова, чтобы выразить мысль.

Развитая и грамматически правильная устная речь может стать хорошим подспорьем в успешном получении навыков чтения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделить этому значительное внимание. Пока ребенок совсем маленький, можно заниматься развитием мелкой моторики пальчиков.

Простые движения рук стимулируют активность речевых центров в головном мозге, развивают артикуляцию, а впоследствии и речь ребенка. Поэтому играйте с ним в «Ладушки», «Сороку-Белобоку» и другие пальчиковые игры.

В старшем возрасте можно также учиться пересказывать различные тексты. В их роли могут выступать и бытовые сообщения, используемые при каждодневном общении, и художественные произведения и отрывки из них.

Задача родителя — проследить, насколько связно и грамматически точно ребенок выстраивает предложения. При необходимости можно помочь ему вопросом — прямым или наводящим. Полезным для развития речи может быть придумывание рифм, причем необязательно выделять для этого занятия специальное время, можно фантазировать, прогуливаясь по парку.

Загадайте малышу загадку: особенной популярностью пользуются те из них, в которых искомое слово должно быть зарифмовано. Вспоминайте всевозможные пословицы и поговорки. Поиграйте в съедобное и несъедобное, бросая мяч, назовите все известные вам слова, начинающиеся на определенную букву алфавита (или уменьшительно-ласкательные варианты слов).

Развитию мелкой моторики, формированию пространственного мышления и тренировке воображения способствуют занятия конструированием. Конструкторы могут отличаться материалом, из которых они изготовлены (пластмасса, дерево, металл, текстиль), размером деталей и сложностью сборки. Как правило, начинают с кубиков и пирамидок.

Детей постарше привлекают конструкторы, имеющие в каждой детали выступы и пазы, с помощью которых происходит соединение. Это пространственные конструкторы Lego, Малыш, Clics и другие. В некоторых конструкторах собраны детали для изготовления какого-либо одной игрушки (самосвала, автобуса), некоторые содержат гораздо большее количество деталей и не ограничивают детское воображение.

Обратите внимание также и на паззлы, сначала на небольшие, но состоящие из крупных кусков и хорошо оформленные в виде сказок, затем, когда ребенок станет постарше, на экземпляры посложнее — со сложным сюжетом и большим количеством деталей.

Хорошо развивают пальчики шнуровка, нанизывание на нитку бусин и пуговиц, лепка из пластилина. Для совсем маленьких деток подойдет пластилин, изготовленный на растительной основе — по сравнению со стандартным пластилином на минеральной основе, он имеет гораздо больший объем, легко лепится и не прилипает к рукам.

Можно не просто лепить пластилиновых мишек и рыбок, а создавать целые картины. Для этого возьмите лист плотной бумаги и придумайте сюжет. Если это будет солнышко, то желтый пластилиновый кружочек можно прилепить в центре листа, а лучи его «размазывать» пальцем от центра к краям.

Эффективной тренировкой мелкой моторики является рисование, причем рисование и карандашами, и кисточкой, и пальчиками. Для самых маленьких продаются «съедобные» краски: они не содержат токсичных веществ, легко смываются с одежды и мебели и обладают достаточно густой консистенцией, чтобы не испачкать все вокруг, пока маленький художник донесет пальчик до листа бумаги.

Что делать, если в качестве холста ребенок предпочитает… стену? Запрещать? Не стоит. Давно известно, что дети, которых ругали за рисование на обоях, начинают активно проявлять свои изобразительные способности, изрисовывая стены домов, а это, согласитесь, гораздо неприятнее.

Возьмите рулон старых обоев и отрежьте от них лист необходимой длины, желательно такой, чтобы у малыша была возможность создать любую панорамную картину. После использования по назначению этого куска к стене можно прикрепить новый и продолжать «наблюдения».

Замечательным материалом для разного рода развивающих игр являются карточки. Это могут быть карточки лото с изображением различных предметов домашнего обихода, животных, птиц, насекомых, транспорта. Задания заключаются в сортировке и отборе лишнего материала.

Детям младшего возраста можно предложить разложить карточки по цветам или формам изображенных на них предметов, убрать лишнюю карточку. По мере взросления ребенка задание можно усложнять: не только среди домашних животных найти дикое, но и выделить самое быстрое, самое тяжелое или самое маленькое.

Отлично развивает память и логическое мышление также детское домино, обычно дети играют в него с большим интересом, особенно, если в процесс вовлечены несколько участников (дети или взрослые).

Развивающих игр и занятий великое множество. Что будет наиболее актуальным для вашего малыша — решать вам, дорогие мамы и папы!