Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Несамостоятельность ребенка

Несамостоятельность ребенка

Отрывок из книги Л. Сурковой «Ребенок от 8 до 13 лет самый трудный возраст»

«Ну почему мой ребенок такой несамостоятельный?» – сокрушаются многие родители. Причем задумываются они об этом, как правило, очень поздно. Пока ребенок маленький, его желание что-то сделать мы губим в нем сами: «Ой, что же ты плохо посуду помыл, я перемою!». Или: «Давай я сделаю быстрее!». В итоге мы имеем два фактора: лень (или отсутствие любой мотивации) и полное отсутствие самостоятельности (отсутствие возможности самостоятельно принимать решения). Что же делать, если ребенку уже больше 8 лет и простыми уговорами или криком на него действовать бесполезно?

Завязывание шнурков
  1. Вы можете предложить ему уже достаточно взрослые обязанности. Например, покупать продукты и вписывать их стоимость в специальную программу учета (или просто в тетрадь).
  2. В этом возрасте, если ребенок просит домашнее животное, то можно согласиться, предварительно прописав (или проговорив) всю ответственность по уходу за питомцем. Надо четко понимать и разграничивать – гулять, кормить или убирать лоток может и ребенок. Но решать вопросы, связанные со здоровьем животного или выставками, вы не можете на него возложить. Я очень советую при постановке вопроса о животном прописать все пункты письменно еще до его появления. Иногда дети отказываются от этой затеи еще на стадии составления такого «договора», так как они иначе понимают ответственность. Ведь если ребенок обещает кормить и любить крокодила, это не всегда означает, что его надо покупать. Так что понимание всей значимости ситуации и итоговый выбор – за вами. В том числе и перед законом: если вы отправили ребенка с любимым псом агрессивной породы гулять, а собака кого-то покусала, то виноваты будете вы, а не ребенок.
  3. Вполне можно возложить на ребенка принятие решения за свой внешний вид. Например, гладить одежду или чистить обувь. Это тоже важный момент, с помощью которого можно ощутить себя самостоятельным.
  4. А можете, например, научить заполнять ребенка квитанции за коммунальные услуги. Это хороший способ показать, как важно, например, выключать свет, когда выходишь из комнаты.
  5. Когда ребенок говорит: «Я уже взрослый и сам все знаю», – неплохо бы напомнить, что самостоятельность проявляется не только в возможности пить пиво и курить за школой. Она и в свободе выбора мнений, решений. Об этом можно говорить и напоминать, когда ребенок якобы свое решение объясняет мнением большинства!
  6. Возможность зарабатывать деньги для подростков старше 12 лет – хороший способ показать и развить самостоятельность. Даже если это работа в помощь бабушке на огороде или папе на его фирме. Обговорите условия, заработную плату и возможную систему штрафов и поощрений. Некоторые компании и фирмы принимают на летнюю практику подростков старше 14 лет.
  7. Научите ребенка ставить перед собой цели! Когда используется этот метод, становится понятно, чего он ждет от завтра, а режим дня с четкой постановкой задач поможет ему эти цели достигать. Начиная от 100 целей на год до 5–7 – на каждый день. Это маленькие шажки к формированию самостоятельной и свободной личности.