Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Может ли школа оказать на ребенка негативное влияние?

Может ли школа оказать на ребенка негативное влияние?

Сложно представить, что школа может негативно влиять на ребенка. Казалось бы, что именно там его знакомят с разными науками, прививают интерес учёбе, развивают таланты и склонности, дают почувствовать себя взрослым и учат принимать самостоятельные решения, но так только на первый взгляд. В реальной жизни картина часто прямо противоположна. Когда родители доверяют обучение и воспитание своего ребенка только школе, а сами предпочитают побыть в стороне, вечно занятые своими проблемами и неустроенной личной жизнью, ничего хорошего из этого не происходит. К концу девятого класса – первого важного рубежа в жизни школьника, когда необходимо определиться с выбором профессионального пути, вдруг оказывается, что из ребенка выйдет разве что дворник или продавец в магазине. Тогда родителей, упустивших драгоценное время, начинает волновать единственный вопрос: «Почему?».

Школа – это место, где ребенок впервые начинает бояться ошибок, опасается принять неверное решение, поскольку часто оно становится для него фатальным. Написав диктант или контрольную работу, ребенок получает от учителя оценку, изменить которую уже нельзя, что в перспективе взращивает в нём страх нового и перемен. Получить неудовлетворительную отметку — часто синоним наказания в семье, если и не физического, так морального. Ребенку могут запретить гулять, отобрать компьютер или отключить Интернет. Отсутствие второго шанса, большой риск провала и возможность лишиться общения со сверстниками или любимых прогулок – вот как порой воспринимается школьником учёба.

Второй минус – зубрёжка. В школьную программу заложено огромное количество формул, теорем и доказательств, важных дат и аксиом, которые ученик непременно должен запомнить, иначе о хорошей оценке в табеле может забыть. Во-первых, это снова значит страх ошибиться. Во-вторых, заставляет ученика запоминать огромное количество информации без конкретной привязки к жизненным ситуациям. Школа не учит ребенка ориентироваться в материале, не учит творческому процессу, она учит его только запоминать.

Решая школьные «кейсы», наиболее часто построенные в форме тестовых заданий, ученик привыкает к стандартному варианту решения: верно или неверно. Он мыслит плоско, теряет способность выстраивать логические цепочки, ещё хуже — теряет способность устно излагать материал. Из такого ученика, к примеру, не получится впоследствии успешный юрист, потому что главное в этой профессии – умение размышлять, способность оперировать знаниями и ораторское искусство. Невозможно зазубрить ни один из кодексов, кодекс – это свод огромного числа статей, но можно знать, как им верно пользоваться.

Часто школа не даёт ученику современных знаний, к тому же, невозможно учить хорошо абсолютно каждому предмету. Есть школы с углублённым изучением отдельных предметов и, если родители и ученик уже определились с будущим выбором жизненного пути, получать знания лучше именно в ней, но бывают и ситуации, когда переход в гимназию или лицей невозможны. В этом случае от родителей зависит очень много, ведь найти и нанять хорошего репетитора, чтобы тот привил ребенку необходимые для поступления в желаемый ВУЗ навыки и знания – это их задача.

Так учёба в школе может оказаться для ребенка таким стрессом, что желание учиться пропадает у него впоследствии вовсе. Это связано с недопониманием между учеником и учителем, непомерным грузом ответственности за будущее, сложностью образовательных программ и, поступая, наконец, в университет, молодой человек, бывает, и вовсе бросает учёбу. Самообразование отходит на задний план, сама идея познавать новое становится человеку ненавистна. Чтобы быть успешным, школьник должен быть развит всесторонне, иметь источники знаний и вне школьной программы, а для этого его мир не должен быть замкнут на одной точке — на школе.