М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Конфликт в школе: как вести себя, чтобы не навредить ребенку?

Конфликт в школе: как вести себя, чтобы не навредить ребенку?

Конфликты в стенах образовательного учреждения – распространенная ситуация. У ребенка могут возникнуть разногласия с ровесниками, старшеклассниками, учителями. Противостояние может быть однократным и затяжным, словесным или с применением физической силы. Дети в силу возрастных особенностей не умеют разрешать конфликты конструктивно, поэтому родители должны оказать им помощь.

Виды и причины школьных конфликтов

В состав школьного сообщества входит множество разнообразных людей: педагоги, ученики, другие работники школы, родители. Спорные моменты могут возникнуть между любыми участниками этого огромного коллектива.

Вот самые распространённые типы противостояний:

  1. конфликт между детьми. Разногласия и ссоры между учениками могут происходить по разным причинам: соперничество, неразделенная любовь, плохая или, наоборот, отличная успеваемость ребенка, социальные различия. Часто проблемы возникают у новичков, а также у детей, выделяющихся неадекватными и неуважительными поступками. Ребята, отличающиеся от других внешностью или поведением, обычно подвержены негативному отношению со стороны сверстников, их могут даже сделать изгоями;
  2. конфликт между учеником и учителем. Такие столкновения могут происходить из-за личной неприязни или на почве учебы. При этом педагог может недолюбливать не только двоечника, но и особенно умного и успешного ребенка, который задает массу вопросов и не упускает случая похвастаться своими глубокими знаниями;
  3. конфликт между педагогом и родителями. Такой конфликт часто начинается с того, что ребенок жалуется родителям на несправедливое отношение педагога. Родители вступают в противостояние сначала с учителем, а потом и с администрацией школы. Если вовремя не урегулировать спорные моменты, конфликт может выйти за пределы учебного заведения.

Как помочь школьнику разрешить конфликт?

  1. Необходимо адекватно оценивать ситуацию. Детям свойственно ссориться и даже драться, а потом быстро мириться, поэтому не стоит драматизировать. Не нужно видеть в любой неприятной ситуации умышленность действий. В процессе активных игр ребята часто получают ссадины и синяки.
  2. Взрослые не должны ограждать ребенка от участия в решении конфликта: самостоятельно разбираться с обидчиком и его родителями, выяснять отношения с учителями. Этот ценный опыт необходим для ребенка, в следующий раз он не будет чувствовать себя уязвимым и беззащитным. Следует обсудить ситуацию с ребенком и попытаться найти правильное решение совместными усилиями. Конечно, если проблема серьезная, например, школьник подвергается угрозам или травле, то необходимо принимать экстренные и жесткие меры.
  3. Родители должны осознавать, что каждый участник конфликта имеет свою степень ответственности. Например, мама и папа обязаны воспитывать ребенка и прививать ему навыки приличного поведения в коллективе. Также они являются представителями школьника во время официальных разбирательств. Педагоги отвечают за безопасность детей в стенах образовательного учреждения и должны вовремя сообщать родителям о проблемных ситуациях в школе. А вот ответственность за действия и поступки ребенка несет именно он сам. Поэтому, если отпрыск виноват, он должен обязательно принести извинения пострадавшей стороне.
  4. Мать и отец должны проявлять искренний интерес к школьной жизни ребенка, общаться с другими родителями и педагогами, в этом случае конфликт можно будет заметить и предотвратить еще в стадии зарождения. При этом не следует перегибать палку и устанавливать над ребенком тотальный контроль.
  5. В любой ситуации необходимо демонстрировать отпрыску свою поддержку. Это не значит, что родители одобряют его негативные поступки, но нельзя позволять другим людям проявлять агрессию по отношению к ребенку или давить на него. Необходимо добиться адекватного и конструктивного разрешения разногласий. Исследуя конфликт, не нужно давать оценку личности школьника, называя его «плохим», оценивать можно только его действия.
  6. Анализируя конфликтную ситуацию, не нужно читать ребенку нотаций и нравоучительных лекций. Обсуждение должно происходить в форме диалога, воспитательные монологи неэффективны и малоинтересны для детей.

Нельзя отмахиваться от неприятной ситуации, к любому конфликту необходимо отнестись серьезно и приложить усилия для поиска выхода из положения.