По сообщениям Министерства просвещения, момент начала нынешнего учебного года отложен не будет. Но сложившуюся годами структуру школьного и вузовского обучения придётся изменить полностью. Причина всего этого – пандемия, возникшая весной.
Внезапное дистанционное обучение привело к замешательству в образовательном процессе. Многие школы оказались не готовы к такой перестройке в учебе. Учителям пришлось осваивать новые компьютерные программы, в частности Zoom, где можно проводить урок в режиме видеоконференции со всеми участниками сразу. Ученики присылали контрольные работы и домашние задания в Viber и WhatsАpp. Невозможно было проконтролировать, самостоятельно ли ученики выполняли все упражнения. Некоторые программы и сайты зависали, не выдерживая нагрузку, родители длительно не имели доступ к электронным журналам.
Сейчас есть немного времени, чтобы исправить случившиеся ошибки: закупить нужное оборудование, создать собственное программное обеспечение, обучить учителей работать удалённо.
Основные элементы будущих реформ:
- усиление правил санитарной гигиены, обязательное ношение масок. Только педагог во время чтения лекций может не пользоваться ей. Постоянная термометрия детей, студентов, учителей и дезинфекция воздуха;
- отдельные перемены для каждого классного коллектива;
- помещение не должно меняться;
- для каждой группы своё расписание;
- количество учеников желательно до 15 человек;
- установить время начала занятий для каждого класса разобщённо;
- в течение первого месяца обязательно присутствие медработника в школе.
Как изменится качество образования?
Адаптация будет непростой, так как был продолжительный период изоляции и каникул. Однако контрольные и проверочные работы всё равно состоятся, чтобы выявить, над чем нужно поработать и что подтянуть. Несколько регионов будут участвовать в экспериментальном внедрении «цифровой образовательной среды». В системе появятся видеоуроки на основе передовых ресурсов, интерактивные задания на основе тематического материала учебников, безопасный сервис с надёжным качественным содержанием.
Уже закуплено 35000 новых компьютеров и ноутбуков, 2000 интерактивных досок. Сейчас только 65% школ обеспечены хорошей скоростью Интернета, но к следующему году высокоскоростной Интернет появится во всех учебных учреждениях.
Инфраструктура учебного процесса
Преимущества для родителей:
- возможность электронной записи в школу, детский сад;
- контроль ЕГЭ, олимпиад;
- мониторинг учебы и её результатов в электронных журналах;
- данные о выданных аттестатах;
- дистанционные родительские собрания;
- вовлечение в процесс обучения;
- участие в формировании школьной программы дополнительного образования.
Эффективность для учителей:
- проще станет планировать подготовку к уроку;
- интерактивные задания на доске;
- электронные учебники;
- домашние задания с полуавтоматической проверкой;
- создание собственных образовательных материалов;
- виртуальные лаборатории;
- методические материалы для учителей;
- снизится «бумажная» загруженность преподавателей.
Плюсы для учеников:
- обновление содержания предметов, обучение будет на новом уровне;
- доступ к библиотеке образовательного контента;
- дистанционное подключение к уроку;
- чаты и видеоконференции;
- обучение новым технологиям.
Итак, в связи с эпидемиологической обстановкой в стране нововведений и инноваций избежать невозможно. Глава государства поставил приоритет – вступить в ряд 10 развитых стран по качеству образования! Все эти целенаправленные изменения должны показать свою эффективность уже в ближайшее время!