М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Как взрослые могут внушить ребенку отвращение к выполнению домашнего задания?

Как взрослые могут внушить ребенку отвращение к выполнению домашнего задания?

Подготовка уроков — самый неприятный момент для школьника. Ему хочется гулять, играть, смотреть телевизор, встречаться с друзьями, сидеть за компьютером, а тут его заставляют учить физику, алгебру и русский язык, причем ежедневно и подолгу. Некоторые нерадивые ученики, грубо говоря, «забивают» на домашние задания, что чревато получением плохой отметки на следующий день. Но родители порой сами виноваты в том, что их ребенок не хочет учиться. Все дело даже не в подготовке заданий как таковой, а в правильном отношении к этому процессу.

Основные ошибки, которые допускают взрослые

  1. Отсутствие свободы и постоянные разговоры про учебу. Этим можно внушить отвращение к чему угодно, а уж к нелюбимой школе и ненавистным предметам тем более. Когда мама стоит над ухом и гонит идейно выдержанную демагогию из серии «учиться и еще раз учиться», то школьник не просто скатится на «тройки» и «пары», но и вовсе может продемонстрировать девиантное поведение. Ему надоест выслушивать о том, что «уроки — это твоя святая обязанность» и в нем поднимется настоящий бунт. Он будет делать все назло окружающим: родителям, учителям, директору, психологу, бабушке. Обычно такое возникает, когда старшие чрезмерно наседают на ребенка и требуют заниматься даже по выходным и на каникулах.
  2. Резко негативное отношение к непониманию и плохим отметкам. Это не просто расстройство или критика, тут речь идет о рукоприкладстве. Например, мама контролирует дочку и видит, что та допустила ошибку. Женщина, вместо того чтобы объяснить, просто дает подзатыльник и и оскорбляет ее «неудачницей», «дурой» и прочими нелицеприятными словами. Понятно, что из этого ничего хорошего не получится. Зачастую здесь два варианта: либо наказанный ребенок становится забитым и несчастным, либо озлобляется на родных и начинает путь школьного хулигана. Как видно, оба случая по-своему проблемные и требующие пристального внимания специалистов. Самостоятельно из этой ситуации подросток вряд ли сможет выбраться. А самое страшное, что горе-родительница никогда не пойдет против собственных ошибок. Она будет искренне считать, что делала все правильно и во благо своему чаду, ведь хотела как лучше.
  3. Равнодушие. Такие родители никогда не помогают школьнику, считая, что он обязан лично набить себе шишки и во всем разобраться. На самом деле им просто не хочется вникать в проблемы своего отпрыска. Они хотят жить для себя, а дети им мешают порой одним лишь своим присутствием. К счастью, эта ошибка допускается не так часто, как две предыдущие, потому что большинство отцов и матерей, как правило, заинтересованы если не в отличном, то в хорошем табеле. Подобное поведение иногда встречается в отношении какого-то одного предмета, но не всех сразу.

Таким образом, правильное отношение к учебному процессу формируется не только благодаря стараниям преподавателя. Ребенок смотрит и на то, как на его успехи или неудачи реагируют самые близкие люди — папа и мама. Если он чувствует от них сплошной негатив (злобу, разочарование, нервозность, тревожность, требовательность, агрессию), то ему не захочется учиться. Учеба ассоциируется у него с чем-то плохим и раздражающим. А когда он видит положительный настрой, искренность, поддержку, любовь, уважение, то будет стараться порадовать свою семью. Ведь нет ничего приятнее, чем улыбка родителей, свидетельствующая об их гордости сыном или дочерью.