Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Как помочь ребенку развить воображение?

Как помочь ребенку развить воображение?

Детский мир наполнен фантазиями, и, кажется, это взрослые должны брать уроки воображения у подрастающего поколения. Однако большинству детей необходима помощь в развитии креативного мышления. Это важный этап становления творческой личности, который помогает впоследствии адаптироваться к различным условиям жизни и успешно решать усложняющиеся с возрастом задачи. Творческое воображение необходимо не только ребенку, даже взрослые легче справляются с тяжелыми жизненными ситуациями, если они умеют фантазировать. Воображение – это один из способов компенсации негативных переживаний. Поэтому помогите своему ребенку создать собственный «воображариум»!

Фантазии это или глупости?

Воображение начинает развиваться около трех лет. Ребенок начинает активно играть и понимает, что одна и та же вещь может играть разную роль. Поэтому отличными игрушками становятся блоки, кубики, превращающиеся то в дом, то в поезд, то в машину. Ребенок начинает рассказывать истории, придумывать имена игрушкам и обыгрывать с ними придуманные сцены. Став старше, малыш учится планировать свое творчество. Если он берет в руки карандаш или пластилин, то он уже представляет, что хочет сделать или нарисовать. Нередко дети воспроизводят ситуации, увиденные в мультиках или услышанные в сказках. Так получают первый опыт взаимодействия друг с другом, с окружающим миром.

Но для родителей, которые предвидят необходимость образования и мысленно уже сдают с ребенком ЕГЭ, все это кажется глупостью. Ребенка ругают из-за оранжевых слонов и вдохновенные рассказы о путешествиях по морскому дну в компании добрых акул. Такие «правильные» родители учат трехлетнего ребенка математике и английскому языку, не оставляя времени на общение со сверстниками в непринужденной обстановке и «глупые» игры. Глупость причиняет вред, она неразумна и иногда позорит того, кто ее совершил. Детские фантазии – это не глупость, это необходимый элемент развития. Не надо впадать в крайности. Все необходимо для гармоничной личности – и знания, и воображение. И не забывайте, что высший пилотаж в образовании – это творческое применение полученных знаний в непривычной ситуации, а не умение действовать по шаблону. И это – результат развитого в детстве воображения.

Чтение и фантазия

Воображение связано с визуализацией образов. Это стимулирует память и помогает в процессе обучения. Слушая сказку, малыш представляет себя на месте каждого героя, примеряет на себя их слова и поступки. Через чтение расширяется словарный запас. Кроме обычного прочтения сказки, можно предложить следующие приемы:

  1. открытый финал – остановитесь, не дочитывайте до конца и спросите, чем, по мнению ребенка, закончится история? Если книжка знакома, то можно выйти за ее пределы и придумать продолжение истории или попробовать объединить в одну несколько сказок;
  2. чтение можно озвучить. Спросите, какие звуки или запахи могут быть вокруг;
  3. придумать предысторию, жизнь героев до того, как они попали в эту сказку. Попробовать описать не только события из их жизни, но и характер;
  4. описание предметов. Если в сказке упоминается топор или метла, попросите ребенка описать этот предмет: размер, цвет, применение в других случаях.

Конструирование как средство развития воображения

Конструкторы бывают разные:

  • кубики;
    мозаика;
  • вкладыши;
  • блоки;
  • лего.

Хорошо, если есть несколько разных конструкторов, в таком случае появляется больше вариантов, поле для воображения расширяется. Конструкторы влияют на пространственное восприятие, способность понимать особенности геометрических фигур. Кроме этого, ребенок развивает усидчивость и трудолюбие. Для родителей важно поощрять малыша, спрашивать о том, что он строит, для чего это. Описывая свою задумку, ребенок будет действовать более целенаправленно.

Другие методы развития воображения:

  1. вопросы, которые заставляют фантазировать;
  2. описание картинок;
  3. рисование, особенно необычными способами (пальчиками, на песке, с помощью свечи и т.д.);
  4. художественное творчество, рукоделие;
  5. ролевые игры;
  6. наблюдение за растениями и животными;
  7. поощрение любопытства. Но не отвечайте сразу на все вопросы, полезно спросить, что он сам об этом думает

Нарушения воображения и как с этим бороться

Бывает, что ребенку недостает воображения. Часто это связано с нарушениями речи, так как воображать – значит и размышлять. Вторая причина – низкая самооценка, и ребенок боится сказать или сделать глупость. Лучший способ и в том, и другом случае – игра, особенно если обыгрывается знакомая ситуация. Театральные сценки так же пробудят положительные эмоции и пробудят творческие способности.

Второй вид нарушений связан с бурной фантазией. Это может выливаться в агрессивное поведение, лживость, надуманные страхи. В таком случае возможны проблемы в семейных отношениях или в детском коллективе. В этом случае необходима консультация психолога.

Будьте рядом с вашим ребенком, смотрите на мир его глазами, участвуйте в его делах и всерьез воспринимайте любые проявления творческого начала в вашем малыше. Воображение присуще каждому, не нужно тормозить его развитие!