Детский мир наполнен фантазиями, и, кажется, это взрослые должны брать уроки воображения у подрастающего поколения. Однако большинству детей необходима помощь в развитии креативного мышления. Это важный этап становления творческой личности, который помогает впоследствии адаптироваться к различным условиям жизни и успешно решать усложняющиеся с возрастом задачи. Творческое воображение необходимо не только ребенку, даже взрослые легче справляются с тяжелыми жизненными ситуациями, если они умеют фантазировать. Воображение – это один из способов компенсации негативных переживаний. Поэтому помогите своему ребенку создать собственный «воображариум»!
Фантазии это или глупости?
Воображение начинает развиваться около трех лет. Ребенок начинает активно играть и понимает, что одна и та же вещь может играть разную роль. Поэтому отличными игрушками становятся блоки, кубики, превращающиеся то в дом, то в поезд, то в машину. Ребенок начинает рассказывать истории, придумывать имена игрушкам и обыгрывать с ними придуманные сцены. Став старше, малыш учится планировать свое творчество. Если он берет в руки карандаш или пластилин, то он уже представляет, что хочет сделать или нарисовать. Нередко дети воспроизводят ситуации, увиденные в мультиках или услышанные в сказках. Так получают первый опыт взаимодействия друг с другом, с окружающим миром.
Но для родителей, которые предвидят необходимость образования и мысленно уже сдают с ребенком ЕГЭ, все это кажется глупостью. Ребенка ругают из-за оранжевых слонов и вдохновенные рассказы о путешествиях по морскому дну в компании добрых акул. Такие «правильные» родители учат трехлетнего ребенка математике и английскому языку, не оставляя времени на общение со сверстниками в непринужденной обстановке и «глупые» игры. Глупость причиняет вред, она неразумна и иногда позорит того, кто ее совершил. Детские фантазии – это не глупость, это необходимый элемент развития. Не надо впадать в крайности. Все необходимо для гармоничной личности – и знания, и воображение. И не забывайте, что высший пилотаж в образовании – это творческое применение полученных знаний в непривычной ситуации, а не умение действовать по шаблону. И это – результат развитого в детстве воображения.
Чтение и фантазия
Воображение связано с визуализацией образов. Это стимулирует память и помогает в процессе обучения. Слушая сказку, малыш представляет себя на месте каждого героя, примеряет на себя их слова и поступки. Через чтение расширяется словарный запас. Кроме обычного прочтения сказки, можно предложить следующие приемы:
- открытый финал – остановитесь, не дочитывайте до конца и спросите, чем, по мнению ребенка, закончится история? Если книжка знакома, то можно выйти за ее пределы и придумать продолжение истории или попробовать объединить в одну несколько сказок;
- чтение можно озвучить. Спросите, какие звуки или запахи могут быть вокруг;
- придумать предысторию, жизнь героев до того, как они попали в эту сказку. Попробовать описать не только события из их жизни, но и характер;
- описание предметов. Если в сказке упоминается топор или метла, попросите ребенка описать этот предмет: размер, цвет, применение в других случаях.
Конструирование как средство развития воображения
Конструкторы бывают разные:
- кубики;
мозаика; - вкладыши;
- блоки;
- лего.
Хорошо, если есть несколько разных конструкторов, в таком случае появляется больше вариантов, поле для воображения расширяется. Конструкторы влияют на пространственное восприятие, способность понимать особенности геометрических фигур. Кроме этого, ребенок развивает усидчивость и трудолюбие. Для родителей важно поощрять малыша, спрашивать о том, что он строит, для чего это. Описывая свою задумку, ребенок будет действовать более целенаправленно.
Другие методы развития воображения:
- вопросы, которые заставляют фантазировать;
- описание картинок;
- рисование, особенно необычными способами (пальчиками, на песке, с помощью свечи и т.д.);
- художественное творчество, рукоделие;
- ролевые игры;
- наблюдение за растениями и животными;
- поощрение любопытства. Но не отвечайте сразу на все вопросы, полезно спросить, что он сам об этом думает
Нарушения воображения и как с этим бороться
Бывает, что ребенку недостает воображения. Часто это связано с нарушениями речи, так как воображать – значит и размышлять. Вторая причина – низкая самооценка, и ребенок боится сказать или сделать глупость. Лучший способ и в том, и другом случае – игра, особенно если обыгрывается знакомая ситуация. Театральные сценки так же пробудят положительные эмоции и пробудят творческие способности.
Второй вид нарушений связан с бурной фантазией. Это может выливаться в агрессивное поведение, лживость, надуманные страхи. В таком случае возможны проблемы в семейных отношениях или в детском коллективе. В этом случае необходима консультация психолога.
Будьте рядом с вашим ребенком, смотрите на мир его глазами, участвуйте в его делах и всерьез воспринимайте любые проявления творческого начала в вашем малыше. Воображение присуще каждому, не нужно тормозить его развитие!