Адаптация – это процесс приспособления человека к изменившимся условиям жизни. Первые учебные месяцы – сложный период для первоклассника, ведь ему предстоит привыкнуть к другому распорядку дня, незнакомой обстановке, новому коллективу. В этом непростом деле ребенку не обойтись без родительской помощи и поддержки.
Этапы адаптации
У каждого ребенка адаптация проходит индивидуально. Степень и время адаптации зависят от характера маленького ученика, уровня готовности к школе, личности педагога, сложности учебной программы и многих других факторов.
Существуют следующие степени адаптации:
- легкая. Ребенок быстро осваивается в новой роли, посещает школу с удовольствием, прекрасно усваивает материал, легко идет на контакт с учителем, не испытывает трудностей в общении с одноклассниками;
- средняя. Первоклассник привыкает к новым условиям в течение нескольких месяцев. Он старателен и прилежен, дружелюбно общается с ребятами. Посещение школы не вызывает у него ни положительных, ни отрицательных эмоций. Ребенку трудно самостоятельно работать над заданиями, ему необходим постоянный контроль взрослых;
- тяжелая. Новая роль не радует ребенка, он постоянно ищет поводы, чтобы не ходить в школу. У первоклассника проявляются невротические реакции: снижение аппетита, апатия, нарушения сна. Ребенок плохо усваивает материал, не общается с ребятами в классе, не уважает учителя, нарушает правила поведения.
Рекомендации для родителей
- Первокласснику необходим стабильный распорядок дня. Важно спланировать его так, чтобы у него было достаточно времени на отдых, сон и прогулки. Группа продленного дня – не лучшее решение для новоиспеченного ученика, ему тяжело будет находиться в школе до вечера.
- Не стоит ожидать от ребенка резкого взросления. Беззаботный малыш не может моментально превратиться в серьезного и усидчивого школьника. Игра еще долгое время будет оставаться для него основным способом познания окружающего мира.
- Следует хвалить и поощрять ребенка за достижения и успехи, связанные со школой. При этом необходимо научить первоклассника оценивать свои результаты самостоятельно.
- Активное участие родителей в жизни образовательного учреждения поможет ребенку быстро привыкнуть к новым условиям. Необходимо наладить контакт с педагогом, ведь его роль в адаптации первоклассника очень важна.
- Полезно заранее познакомить ребенка с правилами и требованиями в школе, например, научить поднимать руку, рассказать о школьном звонке, объяснить, как правильно обратиться к учителю. Эта информация придаст первокласснику уверенности, он будет меньше тревожиться и волноваться.
- Необходимо интересоваться подробностями каждого дня, проведенного в школе. Следует расспрашивать ребенка не только о его успеваемости и поведении, но и о том, что интересного и удивительного произошло. Прекрасно, если первоклассник будет делиться с родителями своими проблемами, опасениями, открытиями и победами.
- Родители должны воспитывать в ребенке уважение к педагогу — это один из ключевых факторов, мотивирующих младших школьников к успешной учебе.
- Следует проявлять искренний интерес к отношениям ребенка с одноклассниками: вместе искать пути разрешения конфликтов, обсуждать трудные ситуации, давать советы, как подружиться с ребятами в классе.
- Родители должны контролировать свои эмоции, ведь иногда взрослые нервничают и тревожатся из-за школы гораздо сильнее ребенка. Следует помнить о том, что отпрыск чувствует переживания родителей и «заражается» ими.
- В период адаптации не нужно нагружать ребенка обилием секций и кружков.
Задача родителей первоклассника – сохранить здоровье ребенка и сформировать у него положительное отношение к процессу учебы.