М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Адаптация – это процесс приспособления человека к изменившимся условиям жизни. Первые учебные месяцы – сложный период для первоклассника, ведь ему предстоит привыкнуть к другому распорядку дня, незнакомой обстановке, новому коллективу. В этом непростом деле ребенку не обойтись без родительской помощи и поддержки.

Этапы адаптации

У каждого ребенка адаптация проходит индивидуально. Степень и время адаптации зависят от характера маленького ученика, уровня готовности к школе, личности педагога, сложности учебной программы и многих других факторов.

Существуют следующие степени адаптации:

  1. легкая. Ребенок быстро осваивается в новой роли, посещает школу с удовольствием, прекрасно усваивает материал, легко идет на контакт с учителем, не испытывает трудностей в общении с одноклассниками;
  2. средняя. Первоклассник привыкает к новым условиям в течение нескольких месяцев. Он старателен и прилежен, дружелюбно общается с ребятами. Посещение школы не вызывает у него ни положительных, ни отрицательных эмоций. Ребенку трудно самостоятельно работать над заданиями, ему необходим постоянный контроль взрослых;
  3. тяжелая. Новая роль не радует ребенка, он постоянно ищет поводы, чтобы не ходить в школу. У первоклассника проявляются невротические реакции: снижение аппетита, апатия, нарушения сна. Ребенок плохо усваивает материал, не общается с ребятами в классе, не уважает учителя, нарушает правила поведения.

Рекомендации для родителей

  1. Первокласснику необходим стабильный распорядок дня. Важно спланировать его так, чтобы у него было достаточно времени на отдых, сон и прогулки. Группа продленного дня – не лучшее решение для новоиспеченного ученика, ему тяжело будет находиться в школе до вечера.
  2. Не стоит ожидать от ребенка резкого взросления. Беззаботный малыш не может моментально превратиться в серьезного и усидчивого школьника. Игра еще долгое время будет оставаться для него основным способом познания окружающего мира.
  3. Следует хвалить и поощрять ребенка за достижения и успехи, связанные со школой. При этом необходимо научить первоклассника оценивать свои результаты самостоятельно.
  4. Активное участие родителей в жизни образовательного учреждения поможет ребенку быстро привыкнуть к новым условиям. Необходимо наладить контакт с педагогом, ведь его роль в адаптации первоклассника очень важна.
  5. Полезно заранее познакомить ребенка с правилами и требованиями в школе, например, научить поднимать руку, рассказать о школьном звонке, объяснить, как правильно обратиться к учителю. Эта информация придаст первокласснику уверенности, он будет меньше тревожиться и волноваться.
  6. Необходимо интересоваться подробностями каждого дня, проведенного в школе. Следует расспрашивать ребенка не только о его успеваемости и поведении, но и о том, что интересного и удивительного произошло. Прекрасно, если первоклассник будет делиться с родителями своими проблемами, опасениями, открытиями и победами.
  7. Родители должны воспитывать в ребенке уважение к педагогу — это один из ключевых факторов, мотивирующих младших школьников к успешной учебе.
  8. Следует проявлять искренний интерес к отношениям ребенка с одноклассниками: вместе искать пути разрешения конфликтов, обсуждать трудные ситуации, давать советы, как подружиться с ребятами в классе.
  9. Родители должны контролировать свои эмоции, ведь иногда взрослые нервничают и тревожатся из-за школы гораздо сильнее ребенка. Следует помнить о том, что отпрыск чувствует переживания родителей и «заражается» ими.
  10. В период адаптации не нужно нагружать ребенка обилием секций и кружков.

Задача родителей первоклассника – сохранить здоровье ребенка и сформировать у него положительное отношение к процессу учебы.