Электронный дневник
Электронный дневник
М.О., г.о. Мытищи, пос. Нагорное, 2В

Как эффективно выучить иностранный язык

Как эффективно выучить иностранный язык

Изучение иностранных языков – тренд, который никогда не устаревает. Некоторые дети сталкиваются с ним, еще не переступив порог школы. Следующие одиннадцать лет даны для того, чтобы овладеть иноязычной культурой на уровне носителя. Ах, если бы это было так! Выезжая на заграничный отдых, родители всякий раз замечают в глазах ребенка парализующий страх, когда к нему обращаются на чужом языке. В чем проблема?

Дети скрупулезно изучают иностранный язык, даже имеют высокий итоговый балл, что автоматически подтверждает их языковую компетенцию. Однако на практике выходит, что при любой попытке общения ребенок полностью теряется. Страх сковывает сформированные ранее навыки, сама ситуация убивает любую мотивацию и делает все школьные усилия едва ли не напрасными.

Конечно, изучение иностранного языка – это процесс, который требует времени, но можно помочь вашему ребенку использовать это время эффективно. Как это сделать? Рецепт прост: привлечь к работе мозг!

Как работает мозг: сбор и запоминание информации

Визуализируя данный человеку природой орган мышления, можно представить его в виде специальных боксов, наполненных фрагментами информации. Когда это необходимо, она извлекается из нужного ящика. К несчастью для человека, но «к счастью» для его мозга – данное представление ошибочно.

В мозге нет знаков и данных, как в любой информационной системе, и нет фиксированного места, где эти данные хранятся. Если мы останавливаемся на слове «отпуск», никакая нервная клетка, подобная папке «отпуск», не включается, но сотовая сеть входит в определенное характерное состояние. Именно это состояние и то, как нервные клетки стимулируют друг друга, являются «местом» для информации.

Она в мозге физически нигде не хранится, это всего лишь кратковременная повторяющаяся активность нейронной сети. Это означает, что связи – вот, что имеет важнейшее значение в мозгу человека. Каждый информативный контент, любая мысль вытекает из предыдущей. Таким образом, переходя улицу знакомого города, мы вспоминаем ряд ситуаций, пережитых там: имена давно забытых людей, название кафе, которое не могли вспомнить два дня назад.

Что стоит знать о процессах запоминания, чтобы уметь эффективно «сотрудничать» с мозгом?

Каждая часть информации в мозге закодирована в определенной форме взаимодействия нейронов. Во время упражнения, повторяя информацию, нервные клетки подстраиваются друг к другу, добавляя некоторые новые сведения, так что в следующий раз будет легче начать ту же совместную деятельность. Нервная клетка обучается, изменяя точки контакта.

Нервные клетки точно настраиваются на своих соседей. Следовательно, так важно учиться через ассоциации, через сходства. Но самое главное, что часто используемые комбинации уплотняются, цементируются, а иногда всплывающие — демонтируются. Что это означает? Чем больше контактов с иностранным языком, тем сильнее будет сеть нервных связей и тем легче информация (слова, фразы, правила грамматики) будет склеиваться в одно целое.

Эффект говорения не достигается. В чем причины?

Только подумайте, сколько раз ваш ребенок приходил домой со списком слов на листе бумаги формата А4, который нужно выучить «за три дня»? Вы, наверное, согласитесь, что его работа была медленной, а эффект довольно слабым. Почему не работают такие методы обучения иностранным языкам? Потому что мозгу они не подходят.

Мозг можно «прощупать». Ребенок садится за уроки после целого дня в школе, и его мотивация ниже, чем температура зимой. Перед ним белый лист бумаги с двумя рядами черного цвета символов. Нет контекста, нет отличительных черт, нет отправной точки. Чистая скука.

Для мозга, которому необходима связь информации с другой, существование контекста, последовательность значений, черный и белый список – это настоящая пытка, механизм полностью неперевариваемых знаков. Ребенок пытается решить задачу. Он начинает придумывать истории, искать ассоциации, рисовать, петь или рифмовать – он пытается сделать все возможное, чтобы связать данное слово с чем-то.

В таком случае, что ребенок делает с объемом информации? Он увеличивает его, добавляет больше. Казалось бы, ему этот процесс невыгоден, потому что в итоге приходится учить три предложения вместо одного слова. Так думает учитель. Между тем, человеческий мозг придерживается совершенно другого мнения: дело не в количестве информации, а в связях! Именно по этой причине информация, помещенная в контекст, мультисенсорная, связанная ассоциациями с другими данными, запоминается быстрее, чем список из 30 слов.

Работать с мозгом проще, чем кажется

Существуют два ключевых элемента этого сотрудничества — мультисенсорное и экспериментальное обучение:

  1. Мультисенсорное обучение

Это очень простое правило: чем больше органов чувств участвуют в обучении, тем лучше усваивается новое. Почему? Происходит возврат к основному принципу: чем больше связей создается в рамках данной информации, тем легче она будет закрепляться.

Как можно использовать эти знания, чтобы помочь ребенку учиться? Привлекайте к обучению все чувства вашего ребенка:

  • попросите ребенка прочитать текст — задействуйте зрение;
  • велите кратко изложить знакомую информацию своими словами. Пусть он сделает это вслух, а затем верните его к тексту, чтобы выделить самое главное;
  • включить любопытство ребенка. Дайте ему дополнительную информацию, связанную с тем, что он изучает. Здесь важно привлечение детских эмоций;
  • дайте задание написать записку либо изобразить картину – это создаст его собственный путь мысли.

Как поддержать изучение языка детьми? Прежде всего, включите детские любопытство и целеустремленность:
попробуйте «окружить» ребенка языком — смотрите мультфильмы на изучаемом языке. Если он не до конца понимает и уже умеет читать, поможет опция с иностранными субтитрами. Если этот вариант недоступен, позвольте ему понять как можно больше, попросите его уловить непонятные слова, записать их и вместе искать смысл – любопытство и преданность делу – ключ к успеху! Аналогичный алгоритм следует использовать и при прослушивании песен.
Как работать с новыми словами? При работе с мозгом необходимо обеспечить его контекстом, связать информацию, обслужить как можно больше связей, и это окупится эффективным запоминанием информации.

Как запомнить новое слово?

  • Запишите слово.
  • Пусть ученик запишет его значение своими словами на изучаемом языке.
  • Нужны примеры предложений с этим словом (добавьте ситуативный контекст).
  • «Погрузите» ребенка в ситуации с этим словом.
  • Ищите синонимы.
  • Ищите родственные значения – ребенок без труда запомнит не одно, а несколько дополнительных слов.
  1. Обучение через опыт (экспериментальное обучение)

Поощряйте ребенка общаться и максимально часто применять иностранный язык. Не критикуйте, не ждите совершенства. Помните, что свободное владение языком – не цель обучения. Если возможно, приобщайте ученика к встречам языкового клуба, семинарам, поездкам. Переживания, ребенок испытывает эмоции, и это – отличный помощник для запоминания информации.

Стимулируя изучение иностранного языка детьми всех возрастов, стоит помнить, что знания и навыки, приобретенные в дружеской атмосфере, без стресса, но с девизом: («ты справишься!») закрепляются в мозге навсегда, даже если остаются в пассивном запасе, а сам процесс обучения ассоциируется с радостью.